Независимое военное обозрение, № 27 , приложение к "НГ"

Салават Сулейманов. Статья. 23-я отсрочка от призыва. Стр. 4

24 июля президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" (АГС), принятый 28 июня Государственной Думой и одобренный 10 июля Советом Федерации. С 1 января 2004 г. в России начнет действовать институт АГС. Между тем до сих пор в российском обществе ведутся жаркие споры по вопросу о том, какой должна быть альтернативная гражданская служба. Свою точку зрения по этой проблеме высказывает депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по обороне ГД Николай Безбородов.

Из досье "НВО"

Николай Максимович Безбородов родился в 1944 г. в Карелии. В 1964 г. поступил в Сызранское военное авиационное училище, где готовили вертолетчиков. После окончания с отличием училища оставлен в нем инструктором. Стал военным летчиком первого класса. В 1975 г. с отличием окончил Военно-политическую академию. Служил в вертолетном полку Дальневосточного военного округа. В 1983 г. окончил адъюнктуру Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, кандидат исторических наук. Затем проходил службу на различных должностях в ВВС. В 1990 г. назначен начальником Курганского высшего военно-политического авиационного училища. Депутат Государственной Думы трех созывов. Генерал-майор авиации.

Акцент

- Николай Максимович, скажите, пожалуйста, все-таки альтернативная гражданская служба - это благо или зло с точки зрения укрепления обороноспособности государства? Нужна ли она вообще для России?

- По моему мнению, она необходима по ряду причин. Во-первых, право на альтернативную гражданскую службу закреплено статьей 59 Конституции России, Декларацией прав и свобод гражданина, Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "Об обороне". Во-вторых, наличие АГС не даст нам окончательно разрушить остаток призывного контингента, поставит заслон тем, кто, спекулируя правом на альтернативу, в действительности уклоняется от военной службы.

Правда, я считаю, что альтернативная гражданская служба не завоевание, а следствие слабости демократических государств, их поражение в борьбе за призывников. Граждане в действительно демократическом обществе имеют гораздо больше свобод, и поле деятельности у человека здесь куда шире, чем в недемократической стране. Однако призыв в армию является в определенной мере принуждением в отношении граждан со стороны государства, а молодой человек не желает ограничивать свою свободу. У него возникает естественное желание отказаться от воинской службы. И таких юношей становится все больше и больше. Что делать в этом случае государству, ведь оно должно укреплять свою обороноспособность или по крайней мере не снижать ее? В таком случае вводится параллельно военной службе по призыву альтернативная гражданская. Введение АГС - это попытка сохранить хотя бы частичный контроль над теми, кто не желает идти в вооруженные силы.

- Как вы считаете, в каком виде необходимо вводить альтернативную гражданскую службу сегодня в России?

- Моя точка зрения такова: нельзя просто так, без учета конкретного исторического момента, который переживает общество, и сложившихся традиций вводить АГС. При этом альтернативная гражданская служба не должна носить характер наказания за убеждения, унижения чести и достоинства и т.д. Мы не можем в отрыве от действительности взять чей-то опыт, даже если он дал где-то самые прекрасные результаты, и перенести автоматически в Россию. Он просто не приживется. Поэтому нам необходима альтернативная гражданская служба такая, которая бы отвечала и российским условиям, и вобрала лучшее, что есть в других странах.

АГС обязана нести государству и обществу благо, а не зло. Да, при принятии закона об АГС мы должны учитывать зарубежный опыт, от него необходимо отталкиваться и изучать его. В частности, почему в некоторых странах срок АГС больше военной службы по призыву в 1,5 раза, в других - в 2, почему у одних территориальный, а у других экстерриториальный способы ее прохождения и т.д.? Вот здесь и должен был быть найден компромисс между государством и молодежью.

- Из чего исходили депутаты, принимая именно такие сроки альтернативной гражданской службы?

- Поясню. У нас сегодня срок действительной - 2 года. Но солдат, согласно уставу, служит 16 часов. Помимо этого он может быть в любой момент поднят по тревоге, отправлен, например, на учения - и тогда он должен исполнять свои обязанности, не считаясь со временем. А в условиях военных действий вообще решает боевые задачи круглосуточно. Альтернативщик, отработав по 8 часов в течение пяти дней, может быть свободен. Кроме того, у него есть возможность учиться в вечернем очном или заочном высшем учебном заведении.

Поэтому и было определено, что предельный срок АГС должен быть 42 месяца (в 1,75 раза превышает срок военной службы) для тех юношей, которые не имеют высшего образования, и 21 месяц - для граждан, окончивших вузы. Для тех, кто будет проходить альтернативную службу в организациях Вооруженных сил, других войск, ее срок превышает воинскую 1,5 раза и составляет 36 и 18 месяцев соответственно для не имеющих высшего образования и для окончивших вузы.

- Николай Максимович, Госдума рассматривала несколько законопроектов об АГС. Создавалась согласительная комиссия, которая должна была найти компромисс. Почему после третьего чтения последовали резкие заявления отдельных депутатов о том, что закон не будет работать в таком виде?

- Депутаты от "Союза правых сил" (СПС), представившие свой вариант закона, считают: во-первых, право на АГС может получить любой гражданин, если его убеждения или вероисповедание противоречат принятию военной присяги и несению военной службы; во-вторых, альтернативщик должен проходить службу только по месту жительства; в-третьих, срок такой службы должен не более чем в 1,5 раза превышать продолжительность военной; в-четвертых, на гражданские должности в военных организациях альтернативщиков ставить нельзя.

Когда документ обсуждали в первом чтении, представители фракций и депутатских групп, в том числе и СПС, предлагали свои поправки. Чиновники из правительства обещали их учесть. Но на второе чтение в Госдуме вынесли такой вариант, который фактически игнорировал замечания и предложения депутатов. Поэтому при голосовании и "ЯБЛОКО", и СПС, и коммунисты (они считают, что АГС в России не должно быть в принципе) голосовали против. После этого и последовали заявления депутатов о том, что закон не будет действовать.

- Тогда зачем необходимо было принимать этот закон?

- Вы знаете, что сейчас существует 22 вида отсрочек от призыва в вооруженные силы. Принимая закон, мы исходили из того, что АГС не должна быть 23-м видом отсрочки от военной службы.

Что сегодня в России сделано? 89% юношей призывного возраста не идут на военную службу. В армии, на флоте, в частях ФПС, МВД, МЧС, других силовых ведомств служат только 11% призывников. Теперь давайте посмотрим на качественную сторону новобранцев. Из призванных этой весной 7% имеют только начальное образование, 30% - среднее, 40% нигде не работали и не учились. А ведь очень скоро от них потребуют: эксплуатируйте современную технику и оружие, оснащенные электроникой и автоматикой. Они же просто не смогут это делать. Им говорят: будьте дисциплинированными, а у 8% из них - судимости. Поэтому у нас сегодня солдаты дезертируют из воинских частей, расстреливают сослуживцев, воруют и грабят. Словом, мы системой отсрочек практически разрушили призывной контингент. И об этом не надо стесняться говорить.

- Ваш прогноз: что будет после 1 января 2004 года?

- У молодого человека любого государства должна быть альтернатива при выборе службы. Сегодня мы переживаем такое время, когда общество не уважает свою армию, более того, безобразно относится к людям в погонах. Сейчас военным говорят приятные слова только в День защитников Отечества, а после - забывают о них. Ратная служба потеряла свой престиж. Выросло целое поколение молодых людей, которые считают два года в Вооруженных силах бесцельно прожитыми. Они убеждены, что эти годы нанесут ущерб их здоровью и интересам.

Что касается прогнозов, то это, знаете ли, вообще дело неблагодарное. Думаю, что после 1 января 2004 года вряд ли произойдет какая-то революция в призыве. Проблемы останутся, и их необходимо будет решать.

Андрей Николаев. Статья. Вопросов меньше не стало. Стр. 4

Закон "Об альтернативной гражданской службе" не встроился в правовое пространство Российской Федерации

Об авторе: Андрей Иванович Николаев - председатель комитета Государственной Думы по обороне, генерал армии

Реалии

Несмотря на то что Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" вступит в силу только 1 января 2004 г., уже сегодня его положения должны быть детально проанализированы. Это необходимо не только для того, чтобы подготовиться к предстоящей реализации положений документа: только так удастся загодя выявить в нем и устранить возможные узкие места.

Кто имеет право?

Часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, являющаяся первопричиной принятия Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", относит к числу случаев предоставления россиянам права на замену военной службы АГС следующие:

а) когда убеждениям или вероисповеданию граждан противоречит несение военной службы;

б) иные установленные федеральным законом случаи.

По пункту "а" все предельно ясно: если прохождение военной службы для человека несовместимо с его религиозными, пацифистскими или какими-либо другими убеждениями, цивилизованное, демократическое государство обязано предоставить ему возможность исполнить свою обязанность по защите Отечества (часть 1 той же статьи Конституции Российской Федерации) в какой-либо другой (невоенной) форме.

Но что же это за "иные случаи"?

Логично предположить, что они возникают тогда, когда гражданин не исповедует какой-либо особой религии (традиционные для России религиозные конфессии не отрицают военную службу), запрещающей ему быть на военной службе, и у него нет никаких убеждений, несовместимых с ее обязанностями. Но в то же время набор определенных условий может либо не позволить человеку проходить военную службу по призыву со всеми присущими ей атрибутами (к примеру, невозможность проживания с семьей), либо относит гражданина к числу тех, чья трудовая деятельность с государственной точки зрения гораздо полезнее для страны, чем пребывание в рядах Вооруженных сил.

К "иным" отнесен и случай, когда человек принадлежит к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. По этой категории граждан государство определилось даже раньше, чем был принят обсуждаемый федеральный закон: они имеют право на замену военной службы АГС. Обусловлено это, как представляется, тем, что коренные малочисленные народы на сегодняшний день находятся под особой защитой государства и призывать их юношей на военную службу - службу, связанную с риском для жизни и здоровья, - значит ставить под угрозу исчезновения всю народность. Этим "иным" случаем и ограничился законодатель, принимая обсуждаемый федеральный закон.

Широк их круг...

Но разве нет более никаких жизненных ситуаций, когда граждан можно было бы не призывать на военную службу?

Ответ на этот вопрос очевиден. Достаточно повнимательнее посмотреть на статьи 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", который принимался в условиях отсутствия АГС в России. Там есть не менее десятка оснований, по существу и являющихся этими "иными" случаями.

Во-первых, упомянуты граждане, имеющие либо ребенка в возрасте до трех лет, либо двух и более детей, либо мать или отца, воспитывающих без мужа (жены) малолетних детей, и так далее. Сегодня им предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а это означает, что они не проходят ни военную службу, ни АГС.

Конечно, если эти люди являются для своих родных и близких кормильцами или оказывают им физическую помощь (осуществляют постоянный уход за нуждающимися в нем), то ни призвать их на военную службу, ни направить на АГС попросту нельзя. Но если они просто имеют таких родственников и проживают вместе с ними, причем, возможно, даже нигде не работают? С какой стати их надо освобождать от исполнения конституционной обязанности по защите Отечества? Почему бы не предоставить им право на замену военной службы АГС? Для некоторых это было бы даже выгодно.

А граждане, являющиеся сыновьями или родными братьями погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы? Сегодня они также освобождены от призыва в Вооруженные силы. В отсутствие Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" это было объяснимо: подвергать опасности юношу, чей отец или брат отдали жизнь, исполняя свой воинский долг, призывая его на военную службу, попросту аморально. При этом, освобождая такого молодого человека от призыва, государство на самом деле проявило заботу о его семье, уже потерявшей сына, брата или мужа на военной службе.

Но теперь-то разве это не тот "иной" случай? Предоставив такому гражданину право на замену военной службы АГС, мы не только не ущемим его семью, но и позволим ему реализовать гражданскую обязанность в любой удобной для него форме.

Особо необходимо сказать о гражданах, которым ныне предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по причине их работы (службы) в определенных организациях или по определенным профессиям. Это и сельские учителя, и сельские врачи, и работники почти четырехсот организаций оборонно-промышленного комплекса, и сотрудники органов внутренних дел, пожарные, и таможенники, и налоговые полицейские, и сотрудники ГУИН Минюста России. Здесь названы только категории, оговоренные законом.

А еще ведь есть указы президента РФ, которыми предоставлено право на отсрочку (не считая различные категории талантливой молодежи и религиозных деятелей), к примеру, гражданам, получившим финансово-экономические или юридические специальности и поступившим непосредственно по окончании образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования на работу в налоговые органы на условиях полного рабочего дня (указ от 13 июня 1996 г. № 865), поступившим непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на работу по специальности на условиях полного рабочего дня в МИД России, органы прокуратуры Российской Федерации (следователи), научно-технический центр правовой информации "Система" ФАПСИ (указ от 15 октября 1999 г. № 1367), окончившим образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования и принятым на работу на условиях полного рабочего дня по полученной специальности в научно-исследовательские подразделения ФСБ России (указ от 9 июня 2001 г. № 678).

Нестыковки

Совершенно очевидно, всем этим категориям работников отсрочка от призыва на военную службу предоставлена лишь только потому, что они со своим образованием и специальностью гораздо нужнее на другом участке. Они не проходят военную службу, потому что работают в интересах государства в другом месте. Но тогда это и есть служба, альтернативная военной (не военная, а гражданская), то есть АГС!

А являлось это основанием для отсрочки от призыва на военную службу, как и в предыдущих случаях, только потому, что не было соответствующего федерального закона, определяющего, что же это такое - АГС. Ее определение, данное в пункте 1 статьи 1 принятого законодательного акта, только подтверждает это: "Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву".

Изложенное доказывает, что Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" в принятой Государственной Думой редакции, к сожалению, не влился гармонично в правовое пространство Российской Федерации. Абсолютно необходимый шаг породил вопросов не меньше, чем было до него.

Но помимо теоретических есть и сугубо практические проблемы, которые этот федеральный закон, по моему мнению, только усугубил. Главная из них - проблема комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. Сегодня, например, не обеспечивается даже замена увольняемых в запас солдат и сержантов. К 2012 г. из-за демографического "провала" прогнозируется всего лишь 52-процентная (!) укомплектованность ими Вооруженных сил РФ.

Военная служба по призыву сегодня скорее исключение, чем правило. А ведь это, повторюсь, обязанность, возложенная на граждан Конституцией Российской Федерации. Трудно себе даже представить последствия таких же показателей исполнения гражданами каких-либо других конституционных положений. К примеру, платить законно установленные налоги (статья 57).

Данная проблема может быть решена только одним путем - путем расширения круга граждан, подлежащих призыву на военную службу. Мы же продолжаем наблюдать нескончаемый поток законодательных инициатив, направленных на расширение перечня оснований для освобождения или отсрочки от оного. Между тем уменьшается и доля граждан, которых вообще можно призвать на военную службу. Причиной этому как демографические процессы в России, так и значительное ухудшение состояния здоровья призывного контингента.

Уместно отметить также, что курс на переход к преимущественно (а не исключительно) контрактной основе комплектования Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на сегодняшний день не предполагает ликвидацию института военной службы по призыву. Пока что речь идет лишь о возможном сокращении ее сроков по призыву, как отмечено в ежегодном Послании президента России Федеральному собранию РФ. Но нужно понимать, что это неминуемо приведет к тому, что число граждан, которых должны призвать на военную службу, надо еще более увеличить. А за счет кого? На этот вопрос сегодня ответа нет. Надежда же на то, что сокращение сроков службы поспособствует резкому всплеску у молодых людей (а им в последнее время на каждом углу все кому не лень советуют избегать вставать в строй российских Вооруженных сил) желания быть воином, по меньшей мере не имеет под собой никаких оснований.

Необходима ревизия законодательства

Итак, напрашивается вывод: круг граждан, подлежащих призыву на военную службу, должен быть максимально широким. Это позволит привлечь к исполнению конституционного долга (либо в форме военной службы, либо в форме АГС) максимально возможное количество российских граждан мужского пола. Обязанность - она потому и обязанность, что по природе своей не может быть привлекательной. Государство лишь должно создать такие условия, чтобы исполнять обязанность было бы выгоднее, чем не исполнять ее.

А что мы наблюдаем сегодня? Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" распространяет свое действие на те 11% граждан, которые призываются на военную службу. В условиях, когда в государстве нет четких прогнозов количества желающих быть направленными на АГС, это опасный эксперимент. Теоретически мы можем оказаться в ситуации, когда 100 из 100 юношей пожелают пройти АГС.

Учитывая изложенное, единственный выход из сложившейся ситуации - ревизия оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу и синхронное ужесточение мер по обеспечению привлечения к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы или АГС (статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Второй принципиальный момент. Одной из основных характеристик АГС является место его прохождения. От того, в каких организациях и на каких должностях граждане будут проходить АГС, зависит не только сохранение (повышение) ими своей квалификации или приобретение новой специальности, но - и это главное - эффективность использования труда этих граждан в целом.

Можно долго спорить на эту тему, но необходимо понимать, что место прохождения АГС определяется исходя прежде всего из интересов общества и государства, а уже во вторую очередь должны учитываться интересы конкретной личности. Именно этим служба, именуемая АГС, отличается от работы (службы) на таких же должностях в этих же организациях других граждан, работающих на добровольной основе, самостоятельно их избравших и обладающих правом в любую минуту изменить место работы (службы). АГС может быть в любой организации, начиная с социальной сферы и заканчивая строительством. Главное при этом - отсутствие основных признаков, характеризующих военную службу, отличающих ее от других видов службы, работы. Основной признак здесь один - обязанность быть готовым к вооруженной защите себя, других и государства в целом, к уничтожению противника.

Если же учесть сделанные выше выводы, то необходимо законодательно закрепить гарантии для граждан, выбравших АГС "по семейным обстоятельствам", направление на АГС только по месту жительства, а для тех, кто направлен на АГС "по профессиональному признаку", - только на должностях, соответствующих уровню их образования и полученной специальности.

Несколько слов о провозглашенном федеральным законом преимущественно экстерриториальном принципе направления граждан на АГС.

Пункт 2 статьи 4 гласит:

"Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают".

Во-первых, совершенно неясно, почему речь идет о территориях субъектов Российской Федерации, ведь они весьма и весьма различны. Разве можно сравнить, к примеру, Москву с Красноярским или Хабаровским краями? В предложенной законом редакции он будет одинаково соблюден и в отношении гражданина, проживающего в московском районе Северное Медведково и направленного для прохождения АГС, например, в пригород Москвы - город Мытищи, и в отношении жителя Хабаровска, отправленного на АГС в Охотск. Неясно также и то, почему гражданину обязательно нужно ехать куда-то подальше от малой родины. Это что - самоцель? Представляется, что правильнее было бы говорить о смешанном - территориально-экстерриториальном - принципе: где гражданин более всего нужен, туда и будет направлен.

Кроме того, как неоднократно отмечалось, преимущественно экстерриториальный принцип АГС может привести к неоправданным финансовым затратам.

* * *

Подводя итог сказанному, должен отметить, что последствия реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" для Российской Федерации и для ее военной организации во многом будут зависеть от того, насколько быстро все государственные ведомства - участники работы по становлению в России АГС - поймут необходимость скорейшего пересмотра системы оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу.

Будущее АГС зависит также и от того, насколько эффективной окажется государственная политика управления трудовыми ресурсами, сформированными в результате введения альтернативной гражданской службы: какие изберут организации для прохождения АГС, какие должности, какие регионы России, каковы будут (и будут ли вообще) условия стимулирования граждан, направленных на АГС, к тому, чтобы оставаться на этой работе, "оседать" на этой территории. И будет ли в принципе в государстве такая политика. Наша задача состоит в том, чтобы в Российской Федерации помимо уклонения от прохождения военной службы не появился и такой вид преступления, как уклонение от прохождения АГС.

Реклама