Независимая газета, № 163
Виктор Михайлов. Статья. Бедные, но гордые... своей профессией. Стр. 11
В соответствии с постановлением правительства РФ межведомственной рабочей группой был подготовлен доклад о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2001 г. Рабочая группа опросила 12 881 военнослужащего из всех силовых структур и 3646 членов их семей.
"МЫ ЖИВЕМ ХУЖЕ БОМЖЕЙ..."
Один из главных принципов стабильности общества - уровень удовлетворенности его членов своим материальным положением. Индекс социального самочувствия российских военнослужащих - показатель, выражающий самооценку материального положения, - специалисты определили, как минус 0,52. Это значит, что более половины наших военных считают свое материальное положение неудовлетворительным. Самооценка военнослужащих практически полностью совпадает с оценкой независимых экспертов. По их данным, в 2001 г. 46,2% военных семей проживали за чертой бедности. Наиболее удручающая картина в семьях пограничников (57% за чертой бедности) и военнослужащих внутренних войск МВД РФ (53%).
В 2001 г. продолжилось падение уровня жизни военнослужащих по отношению к среднему по стране. Например, если в России количество граждан, проживающих за чертой бедности, с 2000 г. по 2001 г. сократилось на 3,8%, то среди людей военных это число уменьшилось на 1,8%. Реальные совокупные текущие доходы семей военнослужащих за этот период выросли на 28,6%, а в среднем по стране рост составил 34,7%. В 2001 г. номинальная начисленная среднемесячная зарплата наемного работника в стране впервые превзошла среднестатистическое довольствие военнослужащего по контракту (3262 руб. против 3198,5 руб.). Еще более заметна разница в совокупном семейном доходе, который на двух работающих членов семьи в среднем по России составил 7504,5 руб., а в семьях военнослужащих - с учетом всех льгот и компенсаций - 6114,7 руб.
Таким образом, делают вывод аналитики, социально-экономическое положение военнослужащих и членов их семей во многом уступает положению других социальных групп в РФ. По сути, отмечают авторы доклада, семья военнослужащего в Российской Федерации попадает в разряд малоимущих. Сами военнослужащие выражаются более эмоционально. "Мы живем сейчас хуже бомжей... дальше некуда. Нужно в корне менять отношение к армии, иначе профессиональных войск у нас в стране никогда не будет", - заявил один из анкетируемых пограничников.
ПОВЫШЕНИЕ СО ЗНАКОМ "МИНУС"
Главная причина сложившейся ситуации в том, что начиная с декабря 2000 г. денежное довольствие военнослужащих практически находилось на неизменном уровне. Не приведет к положительным результатам и объявленное с 1 июля с.г. повышение должностных окладов военнослужащих с одновременной отменой для них ряда льгот.
В незначительном выигрыше - младшие офицеры: командир роты плюс 988 руб., командир взвода плюс 885 руб. Но эта прибавка весьма относительная. Реформы ЖКХ, РАО ЕЭС и других монополистов неминуемо приведут к росту цен. И весьма значительному. Не случайно составители доклада делают однозначный вывод, что при отмене льгот повышение должностных окладов с 1 июля с.г. может привести к улучшению социально-экономического положения военнослужащих только при условии, если будут введены дополнительные выплаты, учитывающие специфику военной службы, как особого вида государственной деятельности.
Низкий уровень денежного довольствия военнослужащих, а порой и просто длительное отсутствие денег в семьях приводили к тому, что до 45% опрошенных военнослужащих в течение 2001 г., как правило, отказывали себе в покупке необходимых продуктов питания, до 70% - в приобретении нужной одежды и обуви, 72% воздерживались от посещения кино, театров и других развлечений. Каждый второй военнослужащий по контракту из-за отсутствия денег не мог себе позволить поездку на отдых вместе с семьей, 48% по этой же причине вынуждены были отказаться от лечения или восстановления здоровья.
ОТДЫХ - РАЗ В 12 ЛЕТ
Представленный в правительство доклад полностью опровергает устоявшееся мнение, что, несмотря на все проблемы и беды, в Вооруженных силах на должном уровне остается забота о здоровье личного состава. По данным Главного военно-медицинского управления Минобороны России, средний уровень расходов на лекарственное обеспечение одного военнослужащего в МО в 5 раз ниже того же показателя на душу населения по Российской Федерации (соответственно 4 и 20 долларов США). Из-за отсутствия денежных средств и роста цен на медицинскую продукцию Минобороны вынуждено сократить ассортимент закупаемой медтехники и имущества до 310 наименований, при том, что перечень жизненно важных лекарств, утвержденных Минздравом России, составляет 633 наименования. Подобная же ситуация во внутренних войсках МВД, ФСБ и МЧС России. Как следствие, половина медимущества в военно-лечебных учреждениях неисправна, и лишь 30% его можно считать современным. Только в Минобороны РФ для 110 амбулаторно-поликлинических учреждений и 130 военных госпиталей требуются строительство, реконструкция, оснащение современным медицинским оборудованием, техникой и имуществом.
Отдельная проблема - организация отдыха военнослужащих. Несмотря на наличие довольно-таки значительной сети военных санаториев и домов отдыха (всего 44), по расчетам того же ГВМУ МО РФ, среднестатистический военнослужащий имеет возможность получить путевку туда один раз в 12 лет. Главная причина - резкое увеличение количества лиц, пользующихся правом на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях и льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами. За последние десять лет их численность возросла более чем в 1,5 раза, превысив сегодня 7 млн. человек. При этом доля кадровых военнослужащих уменьшилась более чем в 3 раза. Военная медицина, таким образом, превращается в медицину социальную, в медицину для пенсионеров.
РАЗДЕТЫ, РАЗУТЫ И БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ
Не лучше ситуация и с обеспечением военнослужащих вещевым имуществом, которая во всех силовых структурах оценивается как критическая. С 1994 г. финансирование этой статьи расходов никогда не превышало 30% от потребностей. В итоге основная номенклатура заказываемого у промышленности вещевого имущества с 3000 наименований в 1993 г. сократилась в 2001 г. до 61, т.е. почти в 50 раз.
Особый вопрос - жилищные условия военнослужащих. Решение этой проблемы социального блока для государства в настоящее время является наиболее трудной задачей, считают авторы доклада. По состоянию на 1 января 2002 г. в Вооруженных силах РФ нуждалось в улучшении жилищных условий почти 168,5 тысяч семей офицеров и прапорщиков, т.е. более 40% от общего их количества. Сохранение уровня финансирования строительства жилья для военнослужащих на сегодняшнем уровне (примерно 4,5 млрд. руб. в год) не позволит решить проблему не только до 2010 г., как это определено президентом страны, но и в принципе, считают эксперты.
Еще более сложным является жилищный вопрос для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, утверждают авторы доклада. Общее количество нуждающихся в жилье по данной категории превышает 164 тыс. семей. Но эта цифра в ближайшее время может значительно возрасти. В соответствии с планами реформирования ВС РФ предполагается досрочно уволить с военной службы около 268 тыс. военнослужащих, не имеющих жилья.
"СТОЙКО ПЕРЕНОСИТЬ ВСЕ ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ..."
Это - не просто слова из Военной присяги. Это - реальность армейской жизни. В соответствии с проведенным мониторингом служебная нагрузка на военнослужащего в 2001 г. в 1,5 раза превышала установленную законом норму продолжительности еженедельного служебного времени, достигая почти 59 рабочих часов. Значительная часть военнослужащих имеют лишь 3-4 выходных в месяц, т.е. не более одного в неделю. Для многих, особенно проходящих службу в закрытых и отдаленных гарнизонах, понятие "выходной" относительно. В любой момент его может прервать вызов на службу, поручение начальника по телефону либо другие обстоятельства.
Однако, несмотря ни на что, 36% опрошенных кадровых военнослужащих рассматривают свою профессию как ценность и интересное для себя дело, а 29% гордятся своей причастностью к делу защиты Отечества. Таким образом, делают вывод авторы доклада, офицерский корпус Российской армии, других воинских формирований по-прежнему, отличают достаточно высокий нравственный потенциал и патриотические мотивы служения Родине.
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ПРИЗЫВНИК - ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ
На удивление, значительно выше показатель престижности военной службы у военнослужащих по призыву. 77% из 4146 опрошенных указали, что охотно пошли на военную службу, и только 14% заявили, что воспринимают ее как тяжелую повинность. Среди основных мотивов желания служить призывники выдвигают: возможность испытать себя в сложных условиях (53,8%), увидеть жизнь в других краях (42,5%), повысить свою физическую закалку (37,3%). Каждый третий воспринимает пребывание в армии как важный этап в жизни настоящего мужчины.
В то же время две трети заявили, что никакую допризывную подготовку по военно-учетной специальности не проходили.
Далек от совершенства и качественный уровень призывного контингента. Практически у каждого третьего были приводы в милицию или судимости (соответственно 20% и 8 %). 82% пробовали, а 5% регулярно употребляли спиртное. Систематически употребляли наркотики 1%, а пробовали их 25% опрошенных. Практически каждый второй из военнослужащих по призыву имеет опыт в подростковых драках. А каждый четвертый участвовал в них постоянно. Эти факторы, убеждены авторы доклада, накладываясь на военно-служебные отношения, трансформируясь и видоизменяясь, приводят к росту конфликтности в воинских коллективах и в конечном итоге к нарушениям дисциплины и правопорядка.
В то же время степень удовлетворенности службой у срочников за последние два года выросла почти в 1,5 раза: с 24% в 1999 г. до 39% в 2001 г.
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
Таким образом, делают вывод авторы, результаты мониторинга подтвердили острую необходимость осуществления на федеральном уровне мер, направленных на дальнейшее поэтапное повышение размеров денежного довольствия военнослужащих, введение системы государственного жилищного страхования военнослужащих, ускорение разработки ведомственных целевых программ развития материально-технической базы военно-медицинских учреждений, принятие дополнительных правовых актов по стимулированию прохождения военной службы и многое другое.
Дело осталось за малым: чтобы в правительстве прислушались к выводам.