Независимая газета, № 137

Вадим Соловьев. Статья. Новый проект Минобороны: наемная русскоязычная армия. Стр. 1,2

Завтра, 10 июля, на утверждение правительства России будет предложена программа перевода армии на контрактный способ комплектования. Уже очевидно, что желающих из числа россиян будет явно недостаточно. В 76-й экспериментально-контрактной Псковской дивизии удалось набрать только треть требуемых солдат и сержантов, поэтому Министерство обороны склонно рассчитывать на контрактников из стран СНГ. Оно даже вложило эту идею в уста президента страны, поставив его в двусмысленное положение и спровоцировав нешуточные страсти, которые длительное время бушуют в странах СНГ.

Казалось бы, универсальное решение вопроса: за небольшую плату можно обеспечить кадровый состав Российских вооруженных сил, ведь на то, чтобы сделать профессию военного престижной на Родине, у Министерства обороны РФ просто нет денег. В качестве "морковки", которая заставит побегать по полигонам иностранца-контрактника, выступает российское гражданство, которое глава государства пообещал по истечении трех лет безупречной службы.

К сожалению, генералы-советники невнимательно изучили святцы - и в российских законах, и в нормах международного права точка зрения высшего руководства России имеет весьма шаткую опору. Уголовный кодекс РФ жестко преследует наемников, которых статья 359 позволяет заподозрить в "добровольцах" из СНГ: и те и другие служат в иностранных армиях, но наемники за деньги и другие блага, а добровольцы - исключительно по велению души и в силу своих убеждений. Обращение с наемником и добровольцем, попавшими в руки неприятеля, также неодинаковое: международное право отказывает первому в защите, рассматривая его как военного преступника, тогда как на добровольца распространяются все законы и обычаи войны.

Богдан Зимненко, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права Дипломатической академии МИД РФ, отметил, что возможность признания иностранцев наемниками зависит от соблюдения Россией международных договоров. В соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола # 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года наемником является лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте. Юрист признает, что при наличии всех конвенционных признаков противоправных действий представляется не только возможным, но и необходимым говорить о наемничестве в России: "Это международное преступление, и в отношении данного состава государства обладают универсальной юрисдикцией, то есть любое государство вправе осуществить свою уголовную юрисдикцию в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении данного преступления, независимо от его гражданства или подданства". Также особо отмечается, что для урегулирования международно-правовых вопросов было бы целесообразным заключать международные договоры с государствами, граждане которых будут проходить военную службу на территории Российской Федерации либо в пределах ее юрисдикции. Следовало бы принять закон об использовании иностранцев для военных целей, чтобы исключить недоразумения.

Точно такой же вывод делают в странах СНГ, где кремлевская инициатива без внимания, естественно, не осталась. Там считают, что, исходя из духа добрососедства, не мешало бы провести и соответствующие консультации по вопросу о наемничестве.

Министр юстиции Узбекистана Абдусамат Палван-заде прямо назвал намерение России незаконным. Он указал Кремлю, что такая инициатива противоречит в первую очередь законодательству самой России: "Любой гражданин из стран СНГ, принятый на службу в Российскую армию и принявший участие в каком-либо конфликте и в военных действиях, будет считаться просто наемником".

На Украине российская идея также не нашла сторонников. Соответствующие должностные лица прямо указали на то, что Конституция и другие законы Украины не предусматривают возможности прохождения украинскими гражданами воинской службы в Вооруженных силах иностранных государств. Статья 63-1 местного УК весьма строго относится к наемничеству - по-украински "найманству" и карает его лишением свободы на срок от 5 до 12 лет. На Кавказе, в частности в Грузии, в официальных кругах считают, что граждане этой страны не могут служить в Российской армии на контрактной основе, так как это противоречит Конституции страны.

Даже в Белоруссии, где Министерство обороны РФ имеет наиболее тесные связи по военной линии и даже вынашивается идея создания единых Вооруженных сил, реакция тоже весьма неоднозначна. Например, в управлении морально-психологического обеспечения Минобороны Белоруссии полагают, что решение российского правительства противоречит белорусскому законодательству, в частности Закону "О статусе военнослужащего", который утверждает, что белорусские военные могут проходить службу только на территории республики.

Известно, что в Таджикистане и Киргизии в части и подразделения Российской армии и пограничников набирали юношей из местного населения. Но, как утверждают специалисты, здесь есть принципиальные отличия - все же юноши проходили службу на территории своей страны.

А тем временем 25-миллионная российская диаспора в странах СНГ всколыхнулась, услышав предложение из уст президента России. Если при сложившихся порядках российского гражданства приходится ожидать не менее 5 лет, а то и более, то российское Минобороны предлагает сократить этот срок почти вдвое.

В российскую метрополию потянулся поток молодых людей призывного возраста. О последствиях они не задумываются, но у специалистов они вызывают вопросы. Те три года, что они будут служить в Российской армии, они еще не будут гражданами России, а гражданами той страны, из которой прибыли. Вот и получается, что если в очередной отпуск они поедут к своим семьям, то местные власти вправе арестовать их и возбудить уголовные дела. Есть и масса других особенностей, связанных с контрактной службой наемников из стран СНГ. Словом, Кремль предпринял инициативу, которая может расцениваться как "подстрекательство", то есть склонение другого лица к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы "или иным способом". Преследуется уголовным законом также организатор - лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Впрочем, подстрекательство и организаторство - не что иное, как формы соучастия, которое в любом случае влечет ту же ответственность, что и непосредственное исполнение преступления...

Кремлевской инициативе сопутствует, кроме того, риск изменения национального состава армии, о котором предупреждала еще в советский период американская советология, опиравшаяся на данные об опережающем росте населения среднеазиатских республик и предрекавшая, что в скором времени их представителями будет на 70% укомплектована Советская армия. О том, что российское правительство будет прилагать для этого усилия, американская сторона могла только мечтать.

Реклама