Страна.Ру, 9 апреля
Дмитрий Сафронов. Статья. Военную машину страны ждут гражданские реформы.
"Нынешнее состояние армии не устраивает ни военные круги, ни общество. Больше десяти лет идут разговоры о военной реформе, а на деле качественно новая армия так и не создана. Мы до сих пор имеем переодетую в российские шинели некогда несокрушимую и легендарную Советскую армию", - эти слова главы российского представительства Фонда гражданских свобод Павла Арсеньева стали своеобразным рефреном открывшейся в Москве конференции по проблеме проведения военной реформы в России. Она стала по сути первым форумом, на котором представители общественных и научных учреждений страны смогли высказать свое мнение о процессе реформирования российской армии. "Мы считаем, что модернизация и реформирование Вооруженных сил должны стать приоритетной государственной задачей, - заявил один из главных оппонентов официальной линии реформирования российской армии лидер СПС Борис Немцов. - Нельзя откладывать проведение военной реформы на следующее десятилетие, переход к контрактной армии необходимо начать незамедлительно. Никакие микроскопические дополнительные вливания из скудного российского бюджета не застрахуют армию от распада. Рецепт возрождения Вооруженных сил может быть только один: деньги плюс реформа. Когда требуют просто деньги без реформы, это повторение ситуации с сельским хозяйством, сколько ни давай, все равно ничего путного не получится. Когда говорят, что можно провести реформу без всяких затрат, это фарисейство". Как бы там ни было, но именно это слово определяет сегодня истинное положение происходящие в вопросах реформирования Вооруженных сил. Каждый новый министр обороны, начиная с 1991 года, вступая на пост, клятвенно обещал президенту и народу провести реформу армии. За 12 лет существования российского государства подобных стартов было четыре. И каждый раз все заканчивалось приходом нового министра и новыми обещаниями, что именно с его появлением все будет по-настоящему и более конкретно.
Не стал исключением и первый по-настоящему гражданский министр обороны Сергей Иванов. Назначение которого на пост главы военного ведомства, напрямую увязывалось президентом Владимиром Путиным с необходимостью практического начала реформы армии. За Иванова в этом вопросе говорил хотя бы тот факт, что для Минобороны он был и фактически есть "варяг". Что с одной стороны, облегчало ему необходимость принятия непопулярных решений (нет внутриведомственной солидарности и неких моральных обязательств перед "старшими товарищами" выведшими его в свет), а с другой, снимало ответственность за их исполнения, так как все происходящее шло с ведома и одобрения непосредственно президента. Оба эти фактора стали основным рычагом нового руководства Минобороны в разработке концепции реформирования армии. Суть которой на данном этапе свелась фактически к повышению денежного довольствия и необходимости количественного сокращения численности Вооруженных сил до 1 миллиона в 2003 году. Итогом этого процесса должен стать перевод частей на преимущественно контрактный принцип комплектования Вооруженных сил и других силовых ведомств.
Первыми в этом списке должны быть части постоянной боевой готовности: Сухопутные войска, части морской пехоты и Воздушно-десантные войска, а так же спецподразделения ГРУ. Их общая численность - около 170 тысяч человек. Именно столько военнослужащих должны будут служить по контракту с 1 января 2004 года, как это записано в проекте недавно представленных Владимиру Путину основных положениях федеральной целевой программы по комплектованию отдельных частей Минобороны и других силовых ведомств преимущественно военнослужащими-контрактниками. Правда, окончательной стоимости, этапов и сроков исполнения стоящих перед Минобороны задач военные не называют. Все это президенту и правительству будет доложено 15 мая, когда Сергей Иванов получит окончательный вариант документа подготовленного специально созданной межведомственной комиссией (состоит из представителей Генштаба, Минэкономразвития, заинтересованных комитетов и фракций Госдумы, а так же неправительственных организаций, например, института проблем переходного периода Егора Гайдара). "Работа в связи с этим идет по трем направлениям, -- рассказал член рабочей группы по подготовке программы, зампред Комитета по обороне Госдумы Эдуард Воробьев. - Первое - собственно разработка и подготовка программы. Второе - практический эксперимент на базе 76-й Псковской дивизии Воздушно-десантных войск, где с сентября 2002 года идет эксперимент по ее переводу на контрактный принцип комплектования. Третье - проведение научно-исследовательских поездок по военным округам с целью изучения особенностей перевода на контракт в различных климатических и социальных условиях. Главная их задача - выяснить материальные и социальные условия, при которых российская молодежь согласится посвятить себя службе".
Военных волнует также вопрос влияния перехода на контракт на повышение или падение уровня боеготовности частей. "Под микроскопом" уже побывали четыре округа, на очереди еще два. Осторожность в оценках и выводах объясняется тем, что военные комиссариаты все еще не смогли выполнить план по набору добровольцев в 76-ю воздушно-десантную дивизию в Пскове, где с 1 сентября 2002 года идет эксперимент по ее переводу на контрактный принцип комплектования. Из необходимых 1100 военные смогли набрать только 600 человек. "300 контрактников прислали военкоматы, еще 300 прибыли из других десантных частей и соединений, - говорят в штабе ВДВ. - Причина недобора - низкое денежное довольствие военнослужащих. До последнего времени солдат-контрактник в Пскове получал 4 тысячи рублей (сумма складывается из штатного денежного довольствия военнослужащего срочной службы - 2800 рублей и надбавки за сложность, установленной министром обороны в размере 1200 рублей). Именно по этой причине Сергей Иванов недавно сообщил, что в целях популяризации службы в 76-й дивизии с 1 марта солдат-контрактник будет получать на руки 5280 рублей, командир отделения -- 6046 рублей, командир роты -- 8700 рублей. И это при том, что полковник российской армии получает сегодня всего 5500 рублей. Эксперты считают, что перевод армии на контрактный принцип комплектования надо было начинать не с ВДВ, а, скажем, с ВМФ, РВСН или спецподразделений ГРУ, где традиционно процент офицеров и военнослужащих контрактников выше, а проблемы социального обеспечения военнослужащих стоят не так остро. В результате руководству Минобороны для сохранения лица не пришлось бы искать дополнительных средств. В связи с этим эксперты задавались вопросом, а не есть ли решение Генштаба о переводе одной дивизии ВДВ на контрактный принцип комплектования попыткой дискредитировать саму идею возможности создания в России контрактной армии. Желанием завалить всю работу из-за неразрешимости материальных и прочих связанных с этим проблем в масштабах сегодняшнего экономического положения страны. Пока не решен и вопрос с юридическим обеспечением контрактной службы.
Сергей Иванов планирует, что по контракту в российской армии смогут служить граждане СНГ. Но на каком основании? Только за деньги или за возможность после окончания службы стать гражданами России, что, например, гарантировано французским законодательством для военнослужащих Иностранного легиона? Солдатских матерей интересует еще один вопрос в котором все еще нет ясности, если российская армия будет комплектоваться по контракту, когда же отменят призыв на срочную службу? По мнению начальника Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) генерал-лейтенанта Василия Смирнова, контрольной точкой для подобного решения станет 50-60-процентная укомплектованность армии контрактниками. Только в этом случае Генштаб согласится сначала сократить срок службы с 2 лет до 6 месяцев, а затем уже вести речь о полном отказе от призывной системы комплектования армии. А, например, сопредседатель Совета по национальной стратегии, директор института политических исследований Сергей Марков прямо заявляет, что уже сейчас необходимо узаконить практику откупа от службы для нежелающих идти в армию. "Пусть это будет не единичный взнос, - считает эксперт, - "отказник" может платить и 10-15 лет. - За эти деньги государство смогло бы содержать людей, желающих служить."У меня нет оптимистических взглядов на то, что военная реформа в нынешнем виде может иметь продолжение, - высказал мысль член Академии военных наук Владимир Дворкин. - Как можно что-либо реформировать, когда неизвестны угрозы безопасности страны, нет четкого понимания того, какая армия нужна для их отражения. Сегодня в военной среде бытует точка зрения, что у России нет противников. Это означает, что у страны попросту нет никаких интересов"
Президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов видят опасность в распространение международного терроризма. Именно под борьбу с его проявлениями и направлен выбор частей постоянной готовности, как первых кандидатов перевода на контракт. До этого считалось, что основной источник угроз - возникновение локальных конфликтов. После начала операции США и Великобритании против Ирака речь уже идет, как и в советские времена, о крупномасштабной войне (против Ирака действует 250-тысячная группировка, боевые действия которой обеспечивает такое же количество военнослужащих и гражданского персонала армий США и Великобритании в тылу). В каждом из этих случаев нужна своя особенная армия. Об этом же заявил и президент Академии военных наук Махмут Гареев считающий, что без четкого определения целей и задач, определения облика угроз будущего невозможно получить удовлетворительный результат какой бы то ни было реформы.
В результате реформа идет ради самой реформы. Найти компромисс в стратегиях, соединить желаемое с действительными возможностями государства - главная цель общественных организаций, поставленная в ходе конференции в Москве. Есть и конкретные предложения - создать Государственный комитет по военной реформе, подчиняющийся главе государства и в котором не будет представителей Минобороны, Генштаба, Минэкономразвития. Генералы не способны сами себя реформировать, считают участники форума. Это должны делать люди со стороны, не борющиеся за выживание системы, сохранение руководящих должностей, а заинтересованные в получении конечного результата - современной армии способной противостоять угрозам и вызовам сегодняшнего дня. Как бы там ни было, но по имеющейся у Страны.Ru информации, вполне возможно, что такая возможность у "гражданских" реформаторов появится в ближайшее время.