Время МН, № 224, 8 декабря 2001 г.
Дмитрий Чернов. Статья. Каждому региону - по собственной армии. Стр. 2
Пока правительство и Дума разрабатывают
концепцию перехода вооруженных сил на
контрактную основу, у подрастающих москвичей
может появиться возможность на законных
основаниях уклониться от воинской службы,
прописавшись в области.
На этой неделе тему армейского реформирования
поднимали и в Думе, и в правительстве, ее даже
озвучил президент.
В то же время в Думе пылятся уже три
альтернативных законопроекта по альтернативной
службе, которые депутатам уже который год не
удается не только принять, но даже рассмотреть.
Между тем отдельные регионы страны уже начинают
понимать, что раз нет федерального закона об
альтернативной службе, то это значит, что каждый
субъект Федерации волен на свое усмотрение
принять свой, региональный закон об
альтернативной службе. Даже Конституционный суд
в свое время постановил, что отсутствие
федерального закона позволяет регионам
заполнить пустое место своим собственным "изобретением".
Примет, например, Московская область закон об
альтернативной службе (разговоры об этом шли всю
неделю) и тысячи москвичей, имеющих
родственников за пределами МКАД, будут иметь
возможность прописаться у них, дабы на вполне
законных основаниях "закосить" от службы,
заменив ее, например, на работу санитаром в
сельской больнице или воспитателем в детском
саду. Можно прописать детей также на собственной
даче в Подмосковье.
Впрочем, в верхней палате парламента существует
уверенность в том, что российские регионы не
вправе принимать подобные законы. Как сказал в
интервью газете "Время МН" зампредседателя
комитета Совета Федерации по вопросам
безопасности и обороны Владимир Кулаков, "невозможно
регулировать проблему альтернативной службы
региональным законодательством до принятия
федерального закона, потому что альтернативная
военная служба и является альтернативной только
в силу того, что Министерство обороны -
федеральная структура, а законы Минобороны
регулируются федеральными законами. Поэтому, я
думаю, что сначала должен быть закон федеральный,
а потом, в его развитие, могут быть приняты законы
в регионах. Отдельно принимать подобные законы
регионы не имеют права".
Между тем в Думе депутаты озабочены собственными
проектами закона. Правые, например, полны
решимости убедить правительство и Генштаб ВС в
том, что реформу следует проводить не в течение
десяти лет, дав тем самым регионам время на
принятие собственных законодательных инициатив,
а перейти к профессиональной армии уже с 2003 года.
А альтернативная служба, по их мнению, должна
быть узаконена уже сегодня, так как она
обозначена в Конституции. На вчерашней пресс-конференции
лидер СПС Борис Немцов заявил, что хотя позиции
СПС и Генштаба во многом совпадают относительно
контрактной и альтернативной службы, но "крупномасштабное
разногласие" в виде сроков проведения реформы
остается. Немцов уверен, что у России есть на это
финансовые возможности - в проекте правых
записано, что к 2005 году страна может иметь
боеспособную профессиональную армию в 850 тысяч
человек. По словам лидера СПС, "если мы затянем
с этим переходом, то Россия повторит судьбу
Римской империи, разложение которой началось с
разложения армии. А наша программа прошла
серьезную проработку в Институте экономики
переходного периода, Академии военных наук, по
ней дали свои заключения военные эксперты, и она
могла бы получить статус государственной
программы".
В одном Немцов, безусловно, прав - программы
сроком на 10 лет для России нереальны. Помнится,
еще Борис Ельцин во времена своей второй
предвыборной агитации раздавал молодому
поколению щедрые обещания, что введет
альтернативную службу. Но воз и ныне там. Теперь
вопрос лишь в том, согласится ли Генштаб с
предложениями и расчетами правых. Пока лишь
Анатолий Квашнин безоговорочно поддержал саму
идею реформирования армии и не возражал против
сокращения срока службы до одного года или шести
месяцев, как предлагает СПС.