Россiя, № 169

Владимир Семиряга. Статья. Альтернативная служба: первая кровь. Стр. 5

Завтра парламент России на пленарном заседании рассмотрит поправки в закон об альтернативной гражданской службе. В частности, по предложению председателя Комитета Госдумы по обороне генерала армии Андрея Николаева (на фото) планируется отменить формулировку, что АГС проходят, "как правило", экстерриториально. О том, в чем смысл этой поправки, и о самом законе редакция "Россiи", продолжая освещать эту тему, попросила рассказать г-на Николаева.

- Андрей Иванович, закон об АГС только принят, а уже возникла необходимость внесения поправок в него. Чем это вызвано?

- Принятие Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", безусловно, явилось важнейшим этапом построения правового государства. Но очевидно также и то, что редакция принятого закона представляет собой компромисс между полярными точками зрения на соотношение сроков военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы, на необходимость обоснования наличия у гражданина права на замену военной службы альтернативной гражданской, на определение мест прохождения последней и на целый ряд других вопросов.

- Так мы готовы сегодня к реализации закона об АГС или нет?

- Учитывая, что прошло больше года, а мы с вами еще не видим ни одного подзаконного правового акта, определяющего механизм реализации закона (за исключением указа президента Российской Федерации, посвященного специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Минобороны России и Минтруда России) - не готовы.

Это подтвердили и парламентские слушания, проведенные по инициативе нашего комитета еще в весеннюю сессию. В период подготовки к слушаниям мы направили в субъекты Российской Федерации обращения с просьбой дать ответы на ряд вопросов. В частности, нас интересовали прогнозы по процентному соотношению количества граждан, которые изъявят желание заменить военную службу альтернативной гражданской, в каких сферах деятельности и на каких должностях планируется использование труда альтернативщиков, каковы отрицательные и положительные стороны экстерриториального и территориального принципа направления граждан на АГС.

Анализ полученных ответов дал весьма противоречивые результаты. Прогнозы по процентному соотношению количества граждан, которые изъявят желание заменить военную службу альтернативной гражданской, колеблются от 0,0002 до 63 процентов. Но стоит учесть, что вплоть до принятия всех необходимых документов эти цифры объективными быть не могут.

Многие субъекты Российской Федерации озабочены отсутствием в законе конкретизации понятия "убеждения". Что касается экстерриториального и территориального принципа, то здесь тоже не все единодушны: и положительное, и отрицательное отмечается и в том и в другом случае.

Ответы федеральных органов исполнительной власти и вовсе неутешительны: ни один из них, кроме МЧС России, не представил конкретных предложений по тому, как они, ведомства, могут использовать потенциал альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях.

Эта позиция в корне отличается от того, на каких работах видят граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу субъекты Российской Федерации. Последние предлагают альтернативщикам должности от грузчиков, санитаров, охранников и кочегаров до программистов, юристов, врачей и учителей.

- Получается, что даже во властных структурах нет ясности, как исполнять этот закон?

- К сожалению, приходится констатировать, что подавляющее большинство федеральных и региональных органов исполнительной власти не в полной мере осознают значимость Закона "Об альтернативной гражданской службе", недостаточно четко представляют условия и порядок прохождения гражданами альтернативной гражданской службы и, самое главное, не видят своей роли в организации этой службы.

Вместе с тем потенциал альтернативной гражданской службы мог бы, бесспорно, способствовать решению кадровых проблем целого ряда отраслей народного хозяйства: в оборонно-промышленном комплексе, образовании, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, экологии, МЧС, уголовно-исполнительной системе. При этом не следует ограничиваться должностями, не требующими высокой квалификации и образования. Ведь на АГС пойдут и выпускники вузов. Однако ни Минздрав, ни Минобразования, ни Минпромнауки не представили в Госдуму конкретных предложений по реализации закона об АГС.

- В чем смысл вашей поправки об отмене экстерриториального принципа прохождения АГС?

- В соответствии с законом граждане проходят АГС, "как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают". Мы считаем, что направление граждан на АГС вне места их жительства не может являться самоцелью, а должно осуществляться только в случаях явно выраженной государственной или общественной потребности, причем соизмеренной с материальными затратами на обеспечение прохождения такой службы. Кроме того, указанная норма в силу своей неконкретности может создать реальные предпосылки для возникновения и развития коррупции в органах, принимающих решение о месте прохождения АГС.

- В какой мере нынешний закон об АГС соотносится с существующей системой освобождения и отсрочки от призыва на военную службу?

- Часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации относит его к числу случаев, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской, не только когда его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, но и "иные установленные федеральным законом случаи".

В качестве таких "иных" случаев законом предусмотрены только граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Но, согласитесь, немало и других жизненных ситуаций, когда юношам можно было бы предоставить право проходить АГС. Например, по причине работы граждан в определенных организациях (органах) или по определенным профессиям. Это сельские учителя и врачи, работники почти четырехсот организаций оборонно-промышленного комплекса, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России и другие.

Лично у меня нет сомнений в том, что всем этим категориям отсрочка от призыва на военную службу предоставлена лишь потому, что они со своим образованием, профессией и специальностью востребованы на другом, не менее важном для общества и государства, участке. Но тогда, согласитесь, это и есть служба, альтернативная военной, то есть альтернативная гражданская служба.

Четкое определение ее дано в первом пункте первой статьи закона: альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Поэтому становится очевидным, что пересмотр оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу необходим как с теоретической, так и с практической точки зрения.

- Если смотреть шире, то закон об АГС стыкуется с законодательством России?

- Принятие Закона "Об альтернативной гражданской службе" не было синхронизировано с масштабным внесением соответствующих изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации. Поэтому вступление его в силу неминуемо создаст вакуум в правовом обеспечении организации и прохождения гражданами альтернативной гражданской службы. В частности, остался нерешенным вопрос о формах и способах использования граждан, проходящих АГС, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время. Подобный правовой вакуум недопустим и требует устранения.

- Статья 24 Закона "Об альтернативной гражданской службе" предусматривает зачисление граждан, прошедших АГС, в запас Вооруженных сил Российской Федерации и освобождение их от военных сборов. Почему?

- Согласен, что эти нормы не лишены внутреннего противоречия. Ведь основной целью создания запаса Вооруженных сил является формирование мобилизационного ресурса, который может быть использован в период мобилизации Вооруженных сил. Военные сборы проводятся для поддержания необходимой готовности такого ресурса к военной службе по мобилизации.

Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу и пребывающие в запасе, от призыва на военную службу по мобилизации не освобождены. Таким образом, очевидно, что граждане, зачисленные в запас, должны проходить и военные сборы, а если они автоматически освобождаются от военных сборов, то нет никакого смысла и зачислять их в запас.

- За уклонение от призыва на срочную службу предусмотрена уголовная ответственность. А есть такая мера ответственности за уклонение от АГС?

- Часть вторая статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы, в действующей редакции не позволяет в полной мере охватить все способы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы, так как попросту их не содержит.

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы - необходимая составляющая механизма функционирования этого института. Нет сомнения, что необходимо скорейшее внесение соответствующих изменений в УК РФ.

Реклама