Полит.Ру, 6 июня
Григорий Охотин. Статья. От обеда и до реформы.
Через полгода, 1 января 2004 года, должен вступить в силу закон об альтернативной гражданской службе. Как она будет проходить на деле - не понятно. 4 июня в чиновники из Минтруда представили общественным организациям проект положения о прохождении АГС и даже создали совместную рабочую группу для окончательной доработки. А на следующей день уже депутаты Госдумы пытались понять, что же происходит с военной реформой - выступавший на парламентских слушаниях замначальника Генштаба Юрий Балуевский заявил, что переход на профессиональную армию потребует как минимум двукратного увеличения военных расходов. А депутаты ругали концепцию Минобороны и призывали генералов к гласности - официального текста концепции нет даже в профильном комитете Госдумы.
Перспективы и у альтернативной гражданской службы, и у военной реформы (частью которой в действительности и является создание АГС) - плачевные. Как мы уже писали на прошлой неделе, последняя тема скатилась к предвыборной риторике - концепция Союза правых сил правительство не устраивает, а вариант Минобороны приведет к бесконечному затягиванию и последующему затуханию реформы (а вслед за ней и армии как таковой). С альтернативной гражданской службой ситуация не лучше - принятый депутатами прошлым летом закон об АГС столь драконовский (3.5 года, вдали от дома, место работы - по направлению военкомата), что ни один юноша по собственной воле на нее просто не пойдет.
Коалиция "За демократическую АГС", которая включает в себя порядка 50 правозащитных организация со всей России, на днях провела в подмосковном пансионате "Полет" свою очередную конференцию, на которой обсуждали, "что делать". Выводы получились неоднозначные - сделать можно многое но будет ли от этого толк - неизвестно.
Самый логичный способ поправить ситуацию - принять соответствующие поправки к закону. Проблема только в одном: центристские фракции, с чьей помощью и удалось провести через Думу генштабовский вариант закона, никакие либеральные поправки принимать не хотят. В Думу внесено уже порядка десяти законопроектов по смягчению закона - СПС и "Яблоко", дублируя друг друга, настаивают на сокращение срока АГС и отмене экстерриториального принципа ее прохождения; депутат Владимир Лысенко предлагает то же, да еще и ввести АГС прямо этим летом; свои законопроекты внесли даже законодательно собрание республики Карелия и Совет Федерации. Лев Левинсон, эксперт Института прав человека, считает, что "плодить сущности в данном случае - это хорошо". Чем больше поправок, тем сильней это повлияет на депутатов - особенно, по мнению Левинсона, действуют поправки из регионов. Но, не смотря на большое количество, пока все они совершенно не проходимы. По мнению Левинсона, перспективы есть только у одного законопроекта, который предложил комитет по обороне - Андрей Николаев и Николай Безбородов предлагают убрать из закона преимущественную экстерриториальность и увязать срок службы с местом ее прохождения (чем дальше от дома, тем меньше ты служишь). Интересно, что именно генерал Безбородов - один из самых рьяных сторонников отмены отсрочек от службы.
Но даже "официозные" поправки принять не так легко - правительство уже который месяц не дает заключения на этот законопроект, таким образом, раньше осени его даже не удастся поставить на голосование. Так что, дави на депутатов - не дави - все равно ничего не выходит. Мара Полякова, председатель Независимого экспертно-правового совета, считает, что улучшить закон об АГС можно с помощью Комиссии по правам человека при Президенте. Действительно, через эту комиссию кое-какое влияние правозащитники имеют - в декабре даже убедили Путина прекратить насильственное выселение чеченских беженцев из Ингушетии и водворение их в Чечню. Тем не менее, влияние это иллюзорное - Путин-то с правозащитниками согласился, но процесс выселения, быть может медленнее, но продолжается. Впрочем, Александр Аузан, член комиссии по правам человека, настроен оптимистично - он утверждает, что Администрация президента просто мечтает расправиться с проблемой АГС еще до конца осени.
За кого борются правозащитники? Агентство социальной политики провело исследование, которое показало, что сейчас готово пойти на гражданскую службу лишь 4,5 тысячи человек - а если снять каторжные условия, то пойдет аж 100 тысяч. Такая перспектива может вдохновить правительство и даже Администрацию президента - но не Минобороны. Собственно, генштабовский вариант закона об АГС для того и был принят, чтобы о самой идеи гражданской службы раз и навсегда забыть: военным она не нужна, а вот призывники - еще как. Между тем, Валентина Мельникова, председатель Союза комитетов солдатских матерей, говорит, что 100 тысяч может и захотят - но права такого не имеют. "Я готова поспорить на ящик коньяка, что во всей России всего-то здоровых призывников - 2,5 тысячи", - говорит она. Звучит обидно, но она знает, что говорит: солдатские матери занимаются консультированием призывников, и первый их совет - искать болезни. А они находятся всегда. Поэтому Валентина Мельникова считает, что бороться за АГС - вообще дело второстепенное. Более того - надо не сокращать срок службы, как предлагает СПС, а просто отменить призыв как таковой. И альтернативная служба тогда уже просто не понадобится.
Мельникова, конечно, права - призывная система себя изжила. Реформа армии в версии правых - лишь полумера: от дедовщины и призывного рабства она не до конца не освободит, но лишь сократит мучения солдатов-срочников до полугода. Не права Мельникова только в одном - альтернативная служба имеет ценность и помимо армии как таковой. По мнению Виктора Гурского, председателя Нижегородской миротворческой группы, альтернативная служба - не столько способ откоса от армии, сколько решение реальных социальных проблем. При этом юноши, помогая инвалидам и работая санитарами в больнице, проходят таким образом школу социальной терпимости. И это правда -по словам ребят из Нижнего Новгорода, которые в экспериментальном порядке проходят АГС, после года работы в больнице они стали совершенно по другому относиться к людям.
Людмила Вахнина из общества "Мемориал" приводит и другой аргумент - нормальный закон об АГС нужен еще потому, что это сильный рычаг в борьбе за реформу армии. Если на альтернативную службу подаст большинство призывников, то военным придется от призыва отказаться - а для этого АГС нужно либерализовать. Владимир Миронов, эксперт Независимого экспертно-правового совета, предлагает делать это не через Думу, а с помощью Конституционного суда. По его мнению, в законе полно нарушений: например, необходимость для отказа от прохождения военной службы доказывать свои убеждения. Обращение в КС автоматически блокирует применение закона, а соответственно и все призывники, подавшие на АГС, будут дожидаться решения КС.
В общем, козыри на руках еще остались. В любом случае, в назначенный срок закон об АГС вряд ли вступит в силу - пока страна просто не готова его реализовать: нет механизма прохождения. Осенью депутаты могут принять поправку, откладывающею появление АГС еще на год. Но появится ли в России, пускай и через два года, нормальная альтернативная служба - не понятно. Единственное, что могло бы изменить ситуацию - как с АГС, так и с военной реформой - политическая воля. Вопрос перед страной стоит не в том, какая концепция победит - СПС или Минообороны. Дело вообще не в концепциях. Либо будет реальная воля к изменениям в этой сфере, либо продолжится вялотекущая симуляция деятельности. Почему? На это дает ответ Мельникова: "Человек, пришедший в Кремль на войне и на штыках, - на штыки и опирается".