Известия, № 39
Егор Гайдар. Статья. Устойчивые традиции.
Стр. 4Недавно в газете "Известия" высказался один из активных участников дискуссии об альтернативной воинской службе - заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов. Позволю себе прокомментировать приведенные им аргументы о необходимости отложить резкое сокращение периода срочной службы и радикальную реорганизацию системы комплектования вооруженных сил на неопределенный срок.
Первый аргумент - материального характера. Смирнов считает, что меньше чем за 7000 рублей в месяц контрактника нанять невозможно, а раз денег на это нет, то нечего и затевать переход на контрактную армию. Доказательство (если не считать ссылок на опыт Чечни, а оплата воюющих частей, очевидно, особенный случай) - апелляция к опыту стран НАТО. "В Великобритании они получают 1200-1600 долларов в месяц. И что вы думаете? Тоже недовольны, для них это мало". С точки
зрения экономической теории тезис интересный. Он предполагает наличие открытого мирового рынка рабочей силы, где парнишке из Тамбова или Рязани наперебой предлагают места шофера в Нью-Йорке, докера в Лондоне, официанта в Париже наряду с предложением контрактника в российских вооруженных силах.На деле никакого глобального рынка рабочей силы не существует. Имеет смысл обсуждать лишь ситуацию на национальных рынках труда. 1200 долларов в месяц действительно не так уж много в Великобритании, но 50 долларов - огромная зарплата в Афганистане. В странах НАТО, на которые ссылается генерал, заработная плата начинающих контрактников, как правило, в диапазоне между минимальной и средней по стране. Там, где безработица высока (Франция), она ближе к минимальной, где она ниже (Англия), - ближе к средней.
Проведенное в прошлом году ВЦИОМом исследование показало, что в России для того, чтобы обеспечить комплектование армии контрактниками, оплата труда поступающего на службу рядового должна составлять примерно 1,2 средней зарплаты по стране. Это много. Такой заработок более чем в 1,5 раза превышает среднюю зарплату в подавляющем большинстве российских регионов.
Что касается приводимых генералом 7000 рублей в месяц, напомню: сегодня совокупное ежемесячное денежное довольствие генерал-майора, командира дивизии - 6333 рубля. Это, безусловно, недостаточно. Намечены меры по увеличению довольствия. Тем не менее и сегодня Российская армия не испытывает острого недостатка в количестве генералов.
Жаль, что в рамках предложенной программы повышения денежного довольствия в наименьшей степени предлагается повысить оплату рядовых контрактников. Ее собираются удерживать на уровне ниже половины среднего заработка по стране. Если проводить такую политику, остается только жаловаться на низкое качество контрактников и невозможность наращивания их численности. Генерал лукавит, когда говорит, что не знает, когда удастся укомплектовать контрактниками 50-60% должностей рядового и сержантского состава и начать сокращение срока службы призывников.
Он знает. При нынешнем уровне довольствия контрактников и намеченных темпах его повышения - никогда.Второй тезис, приводимый Смирновым: "Контрактнику надо будет не только платить зарплату. Его надо обеспечить жильем, дать работу жене, определить детей в садики и школы. ...Помимо "социалки" надо решить вопрос организации боевой подготовки. Если мы платим человеку за труд, то должны предоставить ему возможность готовиться к выполнению своих служебных обязанностей".
По-моему, уважаемый генерал не в полной мере отдает себе отчет в смысле сказанного. Мы призываем наших молодых сограждан на два года выполнять патриотический долг. По действующему законодательству это может быть и выпускник вуза, имеющий семью. Но, так как он идет служить по призыву, никого не волнует, есть ли у него жена, не надо ли обеспечить ее работой, а их вместе - жильем. Больше того, так как он человек подневольный, надо ли обеспечить ему возможность заниматься боевой подготовкой? Пусть с метлой походит, дачу поможет построить. Другое дело
, если 18-летний паренек, прослужив полгода, заключает контракт. Тут уж и о жене надо подумать, и о детях, и о боевой подготовке. Все это напоминает сетования в российском дворянском обществе, непосредственно перед отменой крепостного права, в стиле: "Это как же будет, если я свою дворню выпороть не смогу?.. Всё же развалится!".И, наконец, последнее. Общество должно понимать, что дискуссия о сроках носит отнюдь не технический характер. В течение 2002-2005 гг. демографическая ситуация обеспечивает благоприятный фон для проведения военной реформы. Начавшаяся в 1988 году волна снижения рождаемости обусловливает резкое сокращение призывного контингента с 2006 года. Если общество даст уговорить себя, что вопрос неспешный, надо отложить реальные мероприятия по реформированию года на три, то очень быстро нарастающий кризис заставит говорить о радикальной отмене всех видов отсрочек для студентов, аспирантов и т.д. Не исключаю, что часть нашего генералитета именно к этому ведет дело.