Страна.Ру, 4 марта
Никита Петров. Статья. Генштаб РФ: мы дадим иностранцам оружие.
Российские генералы до сих пор не могут договориться об использовании контрактников из СНГ "Высказывания по поводу того, что граждане СНГ, служащие в российской армии на контрактной основе, не будут привлекаться к выполнению задач боевого дежурства и несению гарнизонной и караульной службы можно охарактеризовать как абсолютно некомпетентные", - заявил в интервью Стране.Ru высокопоставленный представитель Генштаба ВС России.
Напомним, что в четверг на лентах информагентств появился комментарий представителя Минобороны РФ, сопровождающего главу военного ведоства Сергея Иванова в его поездке по Франции. Суть высказываний в том, что военнослужащим контрактникам - не гражданам России не будет оказано полного доверияво время несения ими службы в российской армии. "Мы никогда не пойдем на то, чтобы они несли боевое дежурство и несли охрану и оборону наших военных объектов в качестве караульных и часовых", - заявил высокопоставленный российский генерал в Париже. А приведенный им пример с якобы расстрелом контрактником- не россиянином стратегического бомбардировщика Ту-160 из автомата Калашникова генштабовский собеседник Страны.Ru назвал "попросту нелепой страшилкой".
"В рамках перевода армии на преимущественно контрактный принцип комплектования частей и подразделений постоянной готовности, - заявил наш источник в Генштабе, - мы будем набирать на должности солдат и сержантов граждан из государств СНГ. Вместе с российскими добровольцами они будут служить в основном в горячих точках. Мы делаем это для того, чтобы убрать оттуда солдат-срочников. В этой связи мне очень трудно предположить, кто же будет охранять контрактников, если не они сами же себя?! Значит им всем выполнять задачи караульной службы".
В 2004 году, как ранее заявлял, например, начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба Василий Смирнов, число иностранных кандидатов на солдатские и сержантские контрактные должности может составить от 1 до 1,5 тыс. человек. И, как ожидают военные, иностранцы помогут укомплектовать вакантные должности в частях постоянной боевой готовности, общая численность которых составит 170 тыс. человек.
Что же касается задач боевого дежурства то, как заметил наш собеседник в Генштабе, оно несется частями ПВО и ВВС, Ракетных войск стратегического назначения, экипажами кораблей и подводных лодок Военно-морского флота в походах. Но во всех этих видах и родах ВС контрактников-иностранцев пока не ждут. И дело не в недоверии к ним, а в том, что в этих войсках нет дефицита в вольнонаемных военнослужащих - здесь наблюдается довольно большой процент офицеров - граждан России. Поэтому представить даже гипотетическую ситуацию с расстрелом самолета стоимостью более 1 млрд. долларов просто невозможно. Объекты и техника стратегических ядерных сил России охраняются специальными людьми, отбор которых осуществляется не только по специальным психофизическим методикам, но и благодаря проверке кандидатов через органы МВД и ФСБ.
Например, в 12-ом главном Управлении Минобороны отвечающем за все ядерные боеприпасы, ежегодно проводится тестирование солдат и офицеров на детекторе лжи. Основная задача таких проверок - выявление лиц, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, и не в последнюю очередь, имеющих контакты с криминальными и террористическими организациями. По словам руководителя Управления генерала Игоря Волынкина, за время проведения подобных тестов им ни разу не удалось выявить неблагонадежных среди офицеров, а среди солдат таких людей выявляют еще до того, как он будет допущен на объект. Впрочем, если даже после всех этих проверок среди офицеров все-таки окажется человек с отклонениями, который вдруг захочет вывести из строя или взорвать ядерное устройство, сделать ему это будет весьма непросто. Доступ к местам хранения ядерного оружия и несение службы на таких объектах проводится исключительно в групповом варианте.
Тем не менее, в Минобороны прекрасно понимают, что проблема найма контрактников из стран СНГ существует и стараются разрешить ее еще до того, как подобные военнослужащие будут допущены к полноценному несению службы. Например, недавно в Сухопутных войсках была принята методика отбора кандидатов. Отбор будет проводится в 2 этапа: сначала -- в военкоматах, затем -- непосредственно в части. В методике прописано, что "окончательное решение о целесообразности заключения контракта с кандидатом будет принимать командир части". И "по объективным мотивам" он может отказать кандидату, в том числе, и после 3-х месячного испытательного срока. Собственно, все так же, как и в фирмах на "гражданке".
Не прав неизвестный военный российский "комментатор из Парижа" и в том, что, как он сам считает, гражданина СНГ в случае совершения дисциплинарного или иного проступка будет весьма сложно привлечь к ответственности. Действительно, контрактник из СНГ сможет стать гражданином России, а значит - получить российский паспорт, и соответственно все конституционные права и обязанности, в том числе и "возможность преследоваться по российским законам", только через 3 года безупречной службы. К слову сказать, ходатайство о предоставлении ему гражданства должен готовить его непосредственный командир. Именно он, и никто другой, решит, насколько безупречно, - как в рамках устава, так и с чисто человеческой точки зрения, - служил его подчиненный. На сегодня ни какой нормативной базы для проведения подобных оценок, нет, и как говорят в Минобороны, вряд ли что-то появится в ближайшем времени. По признаниям самих генералов, именно благодаря подобной неопределенности (как командир решит и скажет), им удастся держать человека в постоянном напряжении, заставляя безупречно исполнять свой служебный долг.
И, можно утверждать, что весь период службы, до момента получения гражданства РФ, иностранный контрактник будет ответственен в рамках российского законодательства. В Генштабе решили, что на это время всем представителям государств СНГ, принятым на службу по контракту, будут выдаваться обычные военные билеты, как у солдат срочной службы, но с пометкой, что человек служит по контракту. В этом документе нет графы о гражданстве, прописке и т.д. и т.п., и все же, это не мешает считать имеющего этот документ человека - военнослужащим российской армии. В свою очередь, такой документ дает ему возможность избежать обвинений у себя на родине в наемничестве, а российскому командиру это предоставляет право спрашивать с него по всей строгости воинского устава. И в том числе, накладывать материальные взыскания.
"Я сомневаюсь, - заявил в завершение разговора источник Страны.Ru в Генштабе, - что у нас будут какие либо серьезные проблемы с контрактниками-иностранцами. Ведь не из-за денег они к нам пойдут на службу?! Да, они собственно и не столь велики, по сравнению с тем риском, что им предстоит испытать в горячих точках. Служить они будут за гражданство. А это значит, в нашей армии будут люди, у которых другой возможности для получения российского гражданства, нет. Ведь служат же у нас по контракту в 201-й дивизии в Душанбе таджики. Их, между прочим, там чуть ли не 80 процентов, и ничего. Техника цела, служба идет. Точно так же обстоят дела и на российских базах в Грузии и Армении, где большинство военнослужащих - этнические армяне или грузины имеющие российское гражданство".