Утро.Ру, 31 января 2002 г.
Регина Лукашина. Статья. Каким будет закон об альтернативной службе.
30 января при участии вице-премьеров Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко в правительстве РФ прошло специальное совещание по многострадальному для российского общества вопросу – законопроекту об альтернативной службе. Как сообщила по окончании обсуждения журналистам г-жа Матвиенко, закрепленное в Конституции страны право граждан выбирать вместо призыва в вооруженные силы альтернативную гражданскую службу должно быть реализовано на практике, и ни одна из сторон, включая Минобороны, не возражает против такой постановки вопроса. Однако прежде чем благие намерения будут воплощены в жизнь, сделать предстоит еще немало. Вот какие пояснения по окончании совещания дал в интервью корреспонденту "Yтра" депутат Государственной думы, член фракции "Российские регионы", один из авторов первого законопроекта об альтернативной службе Владимир Лысенко.
"Yтро": Как прошло обсуждение, удалось ли снять острые вопросы?
Владимир Лысенко: В целом обсуждение прошло плодотворно. Была достигнута договоренность о том, что до 9 февраля будет создана специальная рабочая группа, куда войдут все авторы законопроектов по альтернативной службе; перед ними поставлена задача свести все варианты воедино. То есть будет сделана попытка создать единый законопроект, учитывающий все точки зрения. Но на сегодняшний день пока не ясно, какой вариант – один из думских или правительственный – все-таки будет взят за основу. Не исключается, что в качестве базового может быть выбран и тот законопроект, который предложен депутатами. Шансы прийти к единому законопроекту, безусловно
, есть. Кстати сказать, и председательствовавший на совещании Илья Клебанов особо настаивал на том, чтобы все имели в виду, как важно решение этого вопроса для общества, и чем меньше потом будет публичных разногласий, тем больше шансов, что общество воспримет этот новый закон, который до сих пор сильно критикуют, особенно родители призывников."Y": Удалось ли что-нибудь согласовать по срокам альтернативной службы? Согласно мировой практике, она в 1,5-2 раза превышает обычную срочную службу непосредственно "с оружием в руках" в воинских частях.
В.Л.: Тут до конца не договорились. Мы все-таки настаиваем на 3-х годах, Минобороны – на 4-х годах. Но было принято решение ввести вместо жесткого определения числа лет понятие "кратности". Т.е. есть срок, оговоренный в законе о воинской обязанности и воинской службе, но с переходом на контрактный принцип комплектования армии срок службы по призыву может измениться. И вот этот срок непосредственно воинской службы для альтернативщиков будет умножен на некий коэффициент. Но и здесь есть расхождения во мнении с военными: мы предлагаем увеличить для альтернативной службы срок в полтора раза по сравнению с обычной, а военные – в два раза.
"Y": А где будут служить альтернативные призывники? Смогут ли они оставаться вблизи от дома, или их в принудительном порядке будут отсылать в другие регионы?
В.Л.: В обновленном законопроекте будут прописаны оба варианта – территориальный и экстерриториальный. Иными словами, если в конкретном регионе, районе, местности есть возможность обеспечить призывника альтернативной службой, он не будет отправлен за тридевять земель. Для альтернативной службы в любом случае территориальный принцип будет приоритетным. А для военной будет преобладать экстерриториальный принцип. Илья Клебанов поддержал идею о том, что альтернативщики должны служить там, где они живут.
"Y": Можно ли сейчас сказать, что участники обсуждения, в том числе и представители Минобороны, после совещания в правительстве остались довольны друг другом?
В.Л.: Насчет военных я не уверен, что они остались довольны. Но Клебанов им довольно жестко заявил: мы всё понимаем и хотим, чтобы армия имела нормальную численность призывников, но если не обеспечить достойную альтернативную службу, статистика призыва станет еще хуже. Ведь все понимают,
что ситуация в воинских частях далека от удовлетворительной, поэтому редкие родители отпустят своего сына в армию по доброй воле, да и молодые люди будут делать всё, чтобы от армии "откосить"."Y": Что сейчас, на Ваш взгляд, самое проблематичное в том, чтобы альтернативная служба стала реальностью?
В.Л.: Самый сложный вопрос – о доказательности аргументов призывника. Минобороны надеется на то, что, заставив молодого человека принести кучу всевозможных справок, оно создаст ему дополнительные препятствия для ухода от обычного призыва. Ведь каждый раз именно комиссия военкомата будет решать, смог ли призывник добытой им пачкой бумаг доказать, что он пацифист или верующий, или нет. На совещании прозвучали ссылки на украинский опыт, где аналогичный закон был принят, но только 1% альтернативщиков удалось доказать свое право. Остальные заявления военкоматы отмели. Минобороны возлагает большие надежды на этот пункт законопроекта, "доказательность": если он будет принят в нужном военным варианте, всё остальное просто потеряет смысл. Это действительно серьезно. Ведь в нашем обществе, не очень религиозном и не очень пацифистском, сегодня найти людей среди призывников, отвечающих этим требованиям даже с формальной точки зрения, непросто. И как ребята будут доказывать, что они имеют право на альтернативную службу?
"Y": Когда уточненный законопроект может быть внесен в Государственную думу?
В.Л.: До того как это произойдет, документ должен быть одобрен кабинетом министров. 14 февраля этот вопрос будет специально рассматриваться на заседании правительства, докладчиком по нему будет вице-премьер Илья Клебанов. Тогда и определится, будет ли внесен вариант Минобороны, согласованный в рабочей группе. Либо законопроект военных будет снят, и тогда правительство поддержит думский вариант.