Новые Известия, № 130
Владимир Урбан. Статья. На той мучительной гражданской… Стр. 2
Подписанный президентом закон об альтернативной службе уже нужно... менять
Владимир Путин подписал закон “Об альтернативной гражданской службе” (АГС), который вступает в силу 1 января 2004 года. Согласно ему, юноша должен будет убедить призывную комиссию в том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Закон устанавливает, что граждане с высшим образованием, проходящие АГС на гражданских объектах, служат 21 месяц, а не имеющие высшего образования - 42 месяца. Срок альтернативной службы в военизированных организациях — 18 и 36 месяцев соответственно.
Госдума обсуждала этот документ долго, но многих депутатов, не говоря уже о правозащитниках, предложенная правительством система АГС так и не устроила. Даже несмотря на многочисленные поправки, предложенные законодателями, суть ее не изменилась. Но раз закон вступает в силу только через полтора года, то, как считает председатель комитета ГД по обороне генерал армии Андрей НИКОЛАЕВ, еще есть время “найти его “узкие” места и попытаться их устранить”.
—
Часть 3 статьи 59 Конституции РФ, ставшая первопричиной принятия закона “Об альтернативной гражданской службе”, относит к числу случаев, когда гражданин имеет право на АТС, убеждения или вероисповедание, несовместимые с несением военной службы, а также “иные установленные законом случаи”. Как, Андрей Иванович, Дума трактовала эти “иные случаи”?— Например, когда юноша относится к коренному малочисленному народу и ведет традиционный для этого народа образ жизни. Вот он имеет право на АТС. Но по такой категории граждан государство определилось даже раньше, чем был принят закон об альтернативной службе. К сожалению, этим “иным” случаем законодатель и ограничился, принимая обсуждаемый нами закон.
— Но разве нет других жизненных ситуаций, когда призывник может заявить свое право на АГС?
— Ответ на этот вопрос, по-моему, очевиден. Достаточно повнимательнее посмотреть на статьи 23 и 24 “О воинской обязанности и военной службе”, которые проектировались в условиях отсутствия АГС, и можно найти не менее десятка оснований, которые по существу и есть “иные случаи”... Особо необходимо оговорить категории граждан, которым ныне предоставляется отсрочка от призыва по причине их работы в определенных организациях или по определенным профессиям. Это и сельские учителя, и сельские врачи, и работники более 400 организаций оборонно-промышленного комплекса, и сотрудники органов внутренних дел, и таможенники, и налоговые полицейские. И это только категории, оговоренные законом. А ведь есть еще указы президента, которыми предоставлено право на отсрочку. Например, лицам, окончившим образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования и принятым на работу на условиях полного рабочего дня в научно-исследовательские учреждения ФСБ (указ главы государства от 9 июня 2001 года № 678). Видится, что всем этим людям отсрочка от призыва предоставлена лишь потому, что они со своим образованием гораздо нужнее на другом участке, они не проходят военную службу потому, что работают в интересах государства в другом месте. Но тогда это и есть служба, альтернативная военной, то есть АГС. Определение ее в пункте 1 статьи 1 подписанного президентом закона только подтверждает это: “Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой взамен военной службы по призыву”.
- Но, судя по вашему ответу, сейчас есть некий третий вид службы, которая уже не военная, но еще не альтернативная...
- Получается, что так. Считаю, что эту третью службу необходимо отнести к АГС. Вот и все. Кроме того, это выгодно и самим гражданам. Так, сельский учитель, не желающий проходить военную службу, должен проработать по своей специальности до достижения 27-летнего возраста. То есть не менее пяти лет. Если же это будет АГС, то он (как имеющий высшее образование) должен поработать менее двух лет — всего 21 месяц. И затем он уже не подлежит призыву. Изложенное доказывает тот факт, что закон “Об альтернативной гражданской службе” в принятой Думой редакции, к сожалению, гармонично не влился в законодательное пространство России. Закон, абсолютно необходимый и актуальный, породил вопросов не меньше, чем было до него.
— Теперь о другом названном вами недостатке закона об АГС - определении места прохождения гражданской службы. В чем здесь недоработал парламент?
— Я бы даже не назвал это недостатком, ведь место прохождения АГС будет определено правительством РФ. Определит - посмотрим. Просто этот момент, от которого целиком зависит судьба гражданской службы. От того, в каких организациях и на каких должностях люди будут проходить АГС, зависит не только сохранение или повышение ими своей квалификации или приобретение новой специальности, но (и это главное) в целом эффективность использования труда “альтернативщиков”. АГС может быть в любой организации, начиная с учреждений социальной сферы и заканчивая строительством. Если же учесть затронутые в нашем разговоре проблемы “иных случаев”, то стоит, видимо, законом закрепить право граждан, выбравших АГС по так называемым семейным обстоятельствам, быть направленными на гражданскую службу только по месту жительства. А для тех, кто выбрал АГС по “профессиональному признаку”, - только на должностях, соответствующих уровню их образования и по их специальности.
- Но как тогда расценить тот факт, что законом провозглашен приоритет экстерриториального принципа направления на АГС?
- Понять законодателя можно, ведь военная служба проходит именно по экстерриториальному принципу. Но в данном случае я бы этого делать не стал, хотя пункт 2 статьи 4 закона гласит: “Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, на которых они проживают постоянно...”. Совершенно неясно, почему речь идет о территории субъекта Федерации, ведь эти территории весьма и весьма различны. Разве можно сравнить территорию Москвы с территорией Красноярского или Хабаровского краев? Но в нынешнем виде закон будет одинаково соблюден и в отношении гражданина, направленного на АГС из московского района Медведково в близлежащий столичный пригород — город Мытищи, и в отношении жителя Хабаровска, направленного в Охотск.
- Наверное, правильнее было бы говорить не о территории субъекта РФ, а о месте жительства?
- Совершенно верно! Да дело даже не в этом. Почему вообще человек должен быть направлен куда-то подальше от места жительства? Это что, самоцель? Разумнее, на мой взгляд, говорить о смешанном — территориально-экстерриториальном - принципе. Где человек более всего j нужен, туда и будет направлен.