Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 18

Вадим Егоров. Статья. Дедовщину загоняют внутрь армейского организма. Стр. 3

Ожидается, что в июне президент РФ утвердит план реформы военного комплектования, выдвинутый Минобороны

ЦЕНТР стратегических разработок провел "круглый стол" на тему "Переход к новой системе комплектования ВС РФ: проблемы и пути их преодоления", в котором приняли участие ведущие российские военные эксперты, парламентарии, ученые, представители заинтересованных министерств и ведомств. В ходе прошедшего мероприятия констатировалось, что сокращение призывных ресурсов обусловлено целым рядом причин. Это лояльное законодательство, регламентирующее порядок призыва граждан на военную службу, а также постоянное увеличение количества правовых актов, позволяющих молодежи пользоваться правом на отсрочку и освобождение от призыва. Так, Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности (1967-1992 гг.) насчитывал 9 таких оснований, Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (1993-1998 гг.) - 18, а одноименный федеральный закон 1998 г. - 22 основания.

В обществе и особенно в молодежной среде возрастает негативное отношение к прохождению военной службы по призыву.

По данным Госкомстата России, с конца 1980-х гг. в стране отмечается резкий спад рождения мальчиков. Если в 1988 г. их родилось более 1,2 млн., то в 1995 г. - всего лишь 700 тыс. Неблагоприятна и динамика годности военнослужащих срочной службы, направленных в войска. В 1988 г. считались годными к военной службе без ограничений 96%, а в 2002 г. - всего 46,8% юношей, призванных в армейские ряды.

В целом прогнозируемая укомплектованность ВС РФ солдатами и сержантами имеет стойкую тенденцию к снижению: с 88% в 2006 г. до 52% в 2012 г. Это доказывает, что призывная система комплектования себя во многом дискредитировала и положение с призывом с каждым годом будет все более усложняться. Не случайно, что переход на контрактную службу сегодня является не только одной из ключевых задач военной реформы, но и важнейшей социальной проблемой, затрагивающей интересы десятков миллионов избирателей.

В конце апреля правительство приняло за основу предложения Минобороны по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и ее финансово-экономическому обоснованию. Вместе с тем военному ведомству было предложено совместно с Минфином, Минэкономразвития, а также заинтересованными органами исполнительной власти доработать проект Федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию в той части, которая касается выделения средств на денежное довольствие и расквартирование военнослужащих-контрактников.

Как отметили выступающие, при доработке ФЦП увеличен размер надбавки за особые условия боевой подготовки с 1200 до 3300 руб. При этом ее выплату предусматривается производить дифференцированно. В частности, для сержантов предусмотрен более высокий уровень оплаты их воинского труда, что позволит укрепить институт младших командиров. В результате проведенной оптимизации стоимость единовременных затрат на реализацию программных мероприятий по комплектованию 155,3 тыс. должностей солдат и сержантов военнослужащими-контрактниками составила 66,3 млрд. руб., что ниже первоначально представленного варианта на 23,6 млрд. руб.

Но, несмотря на аргументацию МО РФ, позиция Минфина осталась прежней и предусматривает расходы на реализацию ФЦП в сумме 53,3 млрд. руб. При этом в зачет принимаются лишь расходы по повышенному денежному довольствию, строительству общежитий кубрикового типа (для одиноких военнослужащих) и выплаты компенсаций за наем жилья семейным контрактникам.

Однако Минобороны и другие российские силовые ведомства не могут согласиться с мнением Минфина. И причины для этого очевидны. Одной из главных целей ФЦП является создание боеготовых, профессионально подготовленных воинских частей постоянной готовности, способных выполнить боевые и специальные задачи без дополнительного слаживания. В свою очередь, достижение этой цели невозможно без организации полноценной боевой учебы, обеспечивающей контрактникам необходимый профессиональный уровень. На это в 2004-2007 гг. потребуется 2,4 млрд. руб. для приведения учебной материальной базы к соответствующему уровню, и 10,3 млрд. руб. - для обеспечения учебного процесса.

Исключение из ФЦП расходов на указанные мероприятия, как подчеркивали участники круглого стола, фактически приведет к ее срыву. Кроме того, военная организация государства будет иметь более дорогие в содержании воинские части, укомплектованные контрактниками, при сохранении существующего уровня их боевой готовности. В результате расходы на реализацию других программных мероприятий становятся нецелесообразными и экономически неэффективными. Отказ от финансирования работ по совершенствованию оптимизированной до минимального уровня инженерной и социальной инфраструктуры не позволит обеспечить нормальное функционирование объектов казарменно-жилищной зоны и реализовать определенные ФЦП условия размещения военнослужащих.

Недостаточно проработано, как полагают эксперты, и предлагаемое Минфином решение проблемы расквартирования семейных контрактников путем выплаты им компенсации за поднаем жилья. Во-первых, существующая норма компенсации (300-500 руб.) не соответствует стоимости жилья, сложившейся на рынке (600-3000 руб.). Кроме того, при принятии решения об увеличении нормы компенсации, в соответствии с законодательством, ее необходимо распространить и на все другие категории бесквартирных военнослужащих. А это еще дополнительно 90 тыс. человек лишь по одним Вооруженным силам. Во-вторых, размещение семейных контрактников в общежитиях - это инвестиции, позволяющие пополнить казарменно-жилищный фонд МО РФ и решающие проблему расквартирования военнослужащих на длительный период с учетом требований боевой готовности. Определенные же Минфином компенсационные выплаты за наем жилья (по предварительным расчетам 7,1 млрд. руб., которые в течение четырех лет будут выплачены владельцам частного жилого сектора) не только не решат проблему семейных военнослужащих-контрактников даже в краткосрочной перспективе, но фактически будут выброшены на ветер. В-третьих, в подавляющем большинстве пунктов дислокации воинских частей, переводимых на контрактную основу, рынок жилья или незначителен, или вообще отсутствует.

Как можно судить из ежегодного послания президента, за основу выбран план, разработанный в Министерстве обороны. Он предусматривает комплектование на контрактной основе 115 соединений и частей постоянной готовности (155,3 тыс. военнослужащих), в том числе ВС РФ - 131,6 тыс. военнослужащих (72 части постоянной готовности), остальная численность распределяется между МВД, ФПС, ФСЖВ, ФАПСИ и Спецстроем России.

Суммарные расходы федерального бюджета на период 2004-2007 гг. составят 112 млрд. руб., в том числе единовременные затраты на реализацию программных мероприятий - 66,3 млрд. руб. (в 2004 г. - 20,5 млрд. руб.) и дополнительные расходы на текущее содержание воинских частей, переведенных на контракт, - 55,7 млрд. руб. (в 2004 г. - 2,3 млрд. руб.). Реализация предлагаемого варианта позволит, в частности, в течение 2004-2005 гг. практически исключить направление в Чечню солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, а в период 2004-2007 гг. - осуществить перевод на новую систему комплектования соединений и воинских частей постоянной готовности.

С 2008 г. будет снижен срок военной службы по призыву до одного года. Призывники будут готовиться в учебных воинских частях для получения соответствующей военной специальности.

На "круглом столе" были обнародованы размеры окладов контрактников. Рядовые и сержанты контрактной службы будут разделены на четыре категории в зависимости от выслуги лет и имеющейся квалификации. Ежемесячное денежное довольствие рядового первой категории составит 4200-4264 руб., второй - 6150-6595 руб., третьей - 6904-7095 руб., четвертой категории - 8095 руб. Для командира отделения - 5015-5086 руб., 6965-7462 руб., 7749-7962 руб. и 8962 руб.; для старшины - 6150-6224 руб., 8100-8618 руб., 8896-9118 руб. и 10 118 руб. соответственно. Перевод на новую категорию будет проводиться через каждые три года службы (во вторую категорию - через два года) по результатам аттестации.

Отметим, что перевод на контрактную службу затронет менее четверти призывников. Таким образом, социальные проблемы казармы, и острейшая из них - дедовщина, будут по-прежнему определять статистику правонарушений в ВС РФ.

Олег Круглов. Статья. Ежедневно - самоубийство в казарме. Стр. 1,3

Каждый пятый погибший в российских Вооруженных силах ушел из жизни добровольно

В распоряжении "НВО" оказались шокирующие материалы Минобороны, характеризующие ситуацию с суицидом в военной среде. По ведомственной статистике, около 20% общего количества ежегодно гибнущих военнослужащих Российской армии уходят из жизни добровольно. Более половины из них составляют служащие по призыву, т.е. молодые люди в возрасте до 20 лет.

Это не может не настораживать. Ведь акту самоубийства сопутствует высшая степень отчаяния, внутреннего протеста, когда человек не видит для себя иного выхода из того положения, в котором оказался, будь то бытовые трудности, семейные неурядицы, жестокое отношение окружающих, несчастная любовь и т.п. Тем более поражает, когда счеты с жизнью сводит 18-20-летний юноша. Казалось бы, всего 2 года службы, пусть нелегкой (но ведь не в тюрьме), две зимы и две весны, отслужил как надо - и домой. Вся жизнь впереди, надейся и жди, как поется в известной песне. Ан нет, не ждут.

Перед глазами читателя сразу возникают неуставные отношения, "дедовщина" и прочие современные "армейские ужасы". Да, к сожалению, это не из области фантастики. И тем не менее не будем торопиться с выводами. Даже в наиболее мощной и благополучной американской армии также случаются самоубийства, причем наибольшее количество их совершили военнослужащие в возрасте 21-25 лет. Как ни странно для нас звучит, но и у них среди причин фигурируют недостаточный уровень доходов и наличие неуставных взаимоотношений. То есть явление суицида в принципе характерно для любого государства, общества, армии. Отличие только в масштабе его проявления. Если в американской армии - это 12 случаев на 100 тыс. человек личного состава, то у нас - в среднем более 30. Как говорится, почувствуйте разницу!

Анализ причин суицида, представленный в таблице 2, показывает, что наибольшая доля приходится на так называемую психическую дезадаптацию. Отметим прежде всего ее характерность для военнослужащих по призыву. Что включает в себя эта составляющая? Разлуку с родными и близкими, отдаленность от постоянного места жительства, тревогу за материальное положение, неблагоприятную морально-нравственную обстановку в семье, увеличение физических и психологических нагрузок, резкое изменение привычных условий жизни, неготовность к выполнению учебно-боевых задач, негативную установку на службу в Вооруженных силах, другие причины (неподходящие климатические условия, низкий образовательный уровень и пр.). А это, в свою очередь, следствие слабого военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки, физического развития, кризисного состояния нравственных основ семьи и общества в целом. Неуставные отношения как непосредственная причина суицида занимают относительно небольшую часть и являются следствием тех же причин.

Для офицеров, прапорщиков и мичманов основным мотивом принятия рокового решения выступают семейные неурядицы (причины также во многих случаях понятны). Поэтому корни суицидального поведения надо искать, конечно, не в расстройствах психики, а в сути проблем, которыми живут военнослужащие. Следовательно, знание их нужд, запросов, настроений, своевременная и адресная помощь и поддержка нуждающимся, особенно молодым офицерам, прапорщикам и мичманам, солдатам и матросам, на которых сегодня легли большие социально-бытовые, психологические и физические нагрузки, - вот основной арсенал средств, реально противопоставимый суицидальным происшествиям. Но так ли это на практике?

Например, по результатам опроса, проведенного в частях Северного флота, около 40% военнослужащих по призыву считают нецелесообразным обращаться за помощью к непосредственным командирам при возникновении стрессовой либо трудной жизненной ситуации. Такое положение формирует у человека ощущение одиночества, заброшенности и увеличивает риск суицида.

Прослеживается еще одна закономерность: чаще суициды происходят на кораблях и в частях, не участвующих в боевой работе. В частности, все суициды подводников за последние пять лет произошли исключительно на лодках, выведенных из боевого состава в отстой.

Характерная деталь. На Северном флоте произошло резкое снижение числа суицидов с 15 случаев в 2000 г. до 3 в 2001-м, когда весь флот был вовлечен в работу по подъему АПЛ "Курск". Люди были заняты серьезным и напряженным трудом, корабли и суда большую часть времени находились в море, к тому же на фоне трагедии с "Курском" личные проблемы и трудности военнослужащих несколько угасали и казались не такими актуальными. Но уже в 2002 г. все вернулось к прежнему положению, что ознаменовалось потерей по этой причине 19 человек.

Наблюдается значительное увеличение (на 10% ежегодно) псевдосуицидных попыток демонстративно-шантажного характера, в основном имеющих целью уклонение от военной службы, досрочное увольнение в запас, привлечение внимания командиров и начальников к личности военнослужащего, его проблемам и нуждам. Чаще всего это происходит при нетерпимой морально-нравственной обстановке в воинском коллективе, открытом проявлении неуставных взаимоотношений. К сожалению, должностные лица не всегда адекватно реагируют на такие происшествия. Порой просматривается стремление не устранить причины, а лишь избавиться от конкретного военнослужащего, что, в свою очередь, создает своеобразную лазейку для уклонения от военной службы путем инсценировки самоубийства.

С каждым годом растет число призывников, которые либо сами ранее совершали суицидные действия, либо самоубийства совершили их ближайшие родственники. За последние 10 лет число таких военнослужащих увеличилось в 8 раз и в 2002 г. превысило 6300. Увеличение физических и психологических нагрузок вкупе с низким уровнем психологической защиты объективно ведет к увеличению предпосылок для решения возникающих проблем любого свойства и характера путем ухода из жизни.

Серьезной проблемой остается оказание психологической помощи военнослужащим, находящимся в кризисном состоянии. В вооруженных силах США для этого, например, разработана и с 2000 г. осуществляется специальная программа подготовки военнослужащих, основной целью которой является выявление лиц, склонных к самоубийству, и оказание им экстренной психологической помощи (только в прошлом году на это затрачено 600 тыс. долл.). Нельзя сказать, что в Российской армии ничего не делается для исправления положения. Формируются психологические службы в военных округах, разработана и внедряется в войска система социально-психологического изучения и психологического сопровождения военнослужащих. Но эффективность профилактических мероприятий, по сравнению с армией США, оставляет желать много лучшего.

Конечно, самоубийство - это сложномотивированное социальное и психическое явление, которое даже во внешне благополучной среде слабо поддается прогнозированию, особенно в сфере межличностных отношений. Что уж говорить о нашем обществе, глубоко пораженном всеми "социальными болезнями", существующими в природе? Поэтому и практика расследования суицидных происшествий в Российской армии показывает, что примерно в половине случаев они не могут быть предотвращены мерами организационного и воспитательного характера. Это в основном самоубийства, совершенные на почве семейных неурядиц, межличностных и внутриличностных конфликтов.

Объявляя каждый такой случай происшествием "особого перечня", мы заранее ставим командиров, офицеров воспитательных структур, военных психологов и медиков в положение виновных, хотя было бы обоснованным считать таковыми происшествиями только те самоубийства, в которых есть признаки преступления по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), когда человека к гибели привели преступный умысел, преступные действия или бездействие конкретных должностных лиц.

Реклама