Известия, № 94
Леонид Беррес. Статья. Александр Савенков: Военная реформа и законность неразделимы. Стр. 1,2
Военная реформа в России продолжает набирать обороты. Как добиться того, чтобы в обновленной армии не было дедовщины и воровства? Как прекратить порочную практику взяточничества и злоупотреблений? Заместитель генерального прокурора России, главный военный прокурор Александр САВЕНКОВ в интервью корреспонденту "Известий" Леониду БЕРРЕСУ заявил, что в современной Российской армии многие командиры не обладают достаточным багажом знаний. "Вместо наведения уставного порядка во вверенных воинских коллективах они сами встают на путь совершения преступлений".
- Какова роль военной прокуратуры в ходе реформирования вооруженных сил?
- В послании президента России Владимира Путина одной из главных задач, стоящих перед обществом, названо создание современных, хорошо оснащенных, мобильных вооруженных сил, которые могут защитить страну и ее союзников. Понятно, что одной из составляющих сильной армии являются дисциплина и правопорядок. Общая оценка состояния правопорядка позволяет сделать вывод, что мы готовы к реформе. Уровень преступности в войсках в 2-2,5 раза ниже, чем в целом по России. В 2002 году было зарегистрировано около 20 тысяч преступлений. В этом году показатели преступности остаются примерно на том же уровне. При этом зафиксировано снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, меньше зарегистрировано групповых правонарушений, преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а также связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, оружия и боеприпасов.
- Одним из аргументов скорейшей реформы, и в частности изменения принципа комплектования армии, приводится необходимость борьбы с "дедовщиной". Какова сейчас ситуация?
- Для того чтобы добиться обеспечения уставного порядка, не обязательно проводить реформы, менять принцип комплектования. И сейчас принимаются все необходимые меры для борьбы с этим явлением. В 2002-2003 годах по результатам прокурорской работы за нарушения уставных правил привлечено к уголовной ответственности свыше 2 тысяч военнослужащих. Отменено 237 незаконных решений органов военного управления, внесено командованию 210 представлений об устранении нарушений закона, 55 протестов, 30 предостережений о недопустимости нарушения закона. Одной из основных причин живучести неуставных проявлений является низкая правовая культура офицерского корпуса. Многие командиры не обладают достаточным багажом знаний, вместо наведения уставного порядка во вверенных воинских коллективах они сами встают на путь совершения преступлений. Если в прошлые годы случаи рукоприкладства были единичными, то в 2002-2003 годах их число сопоставимо с количеством неуставных проявлений. Военными судами в минувшем году осуждено около 300 офицеров, избивших своих подчиненных. За совершение насильственных действий, результатом которых стало оставление в декабре прошлого года части 16 военнослужащими Таманской дивизии, к двум годам лишения свободы военным судом приговорен командир роты старший лейтенант Дмитрий Гасилин. К трем с половиной и двум годам тюрьмы приговорены офицеры Северо-Западного регионального управления МЧС России старший лейтенант Евгений Мусиенко и майор Владимир Гончаров, из-за рукоприкладства которых оставили часть 11 военнослужащих.
- Недавно подобный случай произошел во Владикавказе.
- К сожалению, зачастую негативный пример берется "на вооружение" младшими командирами. Широкий общественный резонанс получил случай оставления части 14 военнослужащими по призыву во Владикавказе. Поводом для этих протестных действий стало насилие со стороны сержантов Рогозина и Гуневского, в отношении которых возбуждено уголовное дело. Виновные понесут заслуженное наказание. Еще одно соображение. Все-таки для того чтобы решить эту многофакторную задачу, решить вопрос боеготовности и дисциплины, нужны образованные люди. Мы говорим о сложных процессах, высокоточном оружии, однако качество призывного контингента продолжает оставлять желать лучшего. Приведу пример 15-летней давности. В средней воинской части в каждом отделении было 1-2 человека с высшим и среднетехническим образованием. Каждый командир отделения отвечал этим требованиям. Таким образом, 8-10 человек из 30 во взводе имели образование выше среднего. Они составляли костяк коллектива, определяли уровень культуры и взаимоотношений, в том числе с офицерами. К сожалению, уровень образования и подготовки тех, кто сегодня приходит по призыву в армию, намного ниже, что в свою очередь и определяет уровень отношений в коллективах. Видимо, эти обстоятельства нужно учитывать при комплектовании воинских частей, вне зависимости от того по призыву там служат или по контракту.
- На ваш взгляд, контрактная армия - это панацея от всех бед?
- Формирование контрактной армии, безусловно, важный элемент армейской реформы. Решение об этом уже принято. По этому поводу раздается много комментариев. Внимательно анализируя весь массив мнений и оценок, вынужден в очередной раз подчеркнуть, что любая позиция, безусловно, должна быть профессиональной и компетентной. Удивляют пессимистические оценки некоторых так называемых "экспертов", которые проблемы армии знают лишь понаслышке и далеки от знания реальной ситуации. На мой взгляд, поставленная задача выполнима и отвечает требованиям сегодняшнего дня. Нормативная база для этого уже имеется. Хотя, безусловно, необходимо внести изменения в действующее законодательство, касающиеся прохождения службы, боевой подготовки, объема льгот и социальных гарантий военнослужащим. Мы готовы к конструктивному взаимодействию с командованием, и конкретные предложения на этот счет я планирую внести на коллегии Министерства обороны, которая состоится в ближайшее время. Да, стартовые условия непростые. Но имеющийся опыт, наш и зарубежный, позволяет решить проблему, о чем свидетельствуют и эксперимент в 76-й дивизии ВДВ, да и в некоторых других объединениях и соединениях, которые уже сегодня практически полностью укомплектованы офицерами, прапорщиками и контрактниками. Главное - помнить, переход к контрактной армии не панацея, это лишь один из механизмов военной реформы. Не может быть сильной армии, даже контрактной, если военнослужащие не обеспечены всеми положенными видами довольствия, недостаточно социально защищены.
- А как обстоят дела с социальной защитой людей в погонах?
- Ежегодно военные прокуроры проводят по 20-25 тысяч проверок исполнения должностными лицами законодательства об обеспечении социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы. Только за прошлый год по результатам этой работы около 8 тысяч воинских должностных лиц, офицеров и генералов за допущенные в этой сфере нарушения законов привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности, возбуждено 2 тысячи уголовных дел. Средствами прокурорского надзора восстановлены нарушенные права 215 тысяч военнослужащих и членов их семей. К сожалению, количество обращений растет. Каждое - это крик о помощи. Серьезной болевой точкой в последние годы была ситуация с выплатой так называемых боевых денег участникам контртеррористической операции на Северном Кавказе. Только в военную прокуратуру СКВО в 2001-2002 годах ежегодно обращалось по 7-8 тысяч военнослужащих, права которых были нарушены командованием. Проведенные нами проверки выявили факты ненадлежащего учета лиц, принимавших участие в боевых операциях, отсутствие сведений об адресах солдат, уволенных в запас и не получивших полного денежного расчета. По этим вопросам мы внесли представление начальнику Генерального штаба. Реализуя наши предложения в декабре прошлого года, Генштаб издал директиву, которая ввела новый порядок учета, который исключает двоякое толкование и разрешает проблему.
- Скажите, каков уровень коррупции и хищений в армии?
- Это другая болевая точка. Новые факты взяточничества и злоупотреблений военных выявляются постоянно. В 2002-2003 годах в целях обеспечения сохранности федеральной собственности и бюджетных средств военными прокурорами проведено свыше 9,5 тысячи проверок, внесено более 3 тысяч представлений, к дисциплинарной и материальной ответственности привлечены около 8 тысяч должностных лиц, реально возмещен материальный ущерб на сумму свыше 541 млн руб., по инициативе военных прокуроров принято судебных решений о возмещении причиненного материального ущерба на общую сумму свыше 3,5 млрд рублей. За совершение должностных преступлений, связанных с посягательством на госсобственность, привлечены к уголовной ответственности свыше 500 должностных лиц, более 50 командиров воинских частей и учреждений, несколько десятков работников довольствующих финансовых органов. Осуждены такие высокопоставленные должностные лица, как бывший начальник ГУВБиФ генерал-полковник Георгий Олейник, причинивший государству ущерб, исчисляемый сотнями миллионов долларов, контр-адмирал Александр Мельников, склонявший коммерсантов к даче взятки в размере 2 млн долларов.