Московский комсомолец, № 69

Аркадий Бабченко. Статья. “Косарям” закон не писан. Стр. 6

Есть одна категория людей, которым весна “не в кайф”. Им она приносит лишь проблемы: нужно бегать по врачам, давать взятки и делать липовые справки. Речь идет о призывниках. Первого апреля начинается очередной призыв на военную службу, и им вновь надо думать, как отмазаться от армии. Тем, кто не желает провести юность с лысой головой, мог бы помочь Закон об альтернативной гражданской службе (АГС). Однако канитель с “альтернативкой” тянется вот уже семь лет — и до сих пор ничего путного так и не придумано.
Призывники
На сегодняшний момент в Думе “висят” два законопроекта об альтернативной службе. Один, более демократичный, разработан Комитетом по законодательству во главе с депутатами Воробьевым и Рыбаковым. Другой, пожестче, — детище Комитета по обороне. У его истоков стоят председатель комитета Андрей Николаев и депутат Безбородов. Давайте попробуем сравнить их с точки зрения призывника.
Отличие первое. Оба проекта исходят из того, что замена военной службы альтернативной возможна в случае, если гражданин не может принять присягу из-за своих убеждений или вероисповедания.
По проекту Воробьева, для этого достаточно лишь письменного заявления с обоснованным указанием причин, по которым не можешь служить. Версия типа “верю в Мумбу-Юмбу, а он запрещает мне носить оружие” в любом случае не прокатит.
В проекте Комитета по обороне вам придется документально доказывать, что вы закоренелый пацифист. Хотя это и противоречит Конституции, где четко записано, что никто не обязан доказывать свои убеждения.
Второе — сроки службы. По срокам службы разногласия в законопроектах существенные. Воробьев предлагает альтернативщикам служить 36 месяцев, а для лиц с высшим образованием — 18. Николаев же настаивает увеличить срок альтернативной службы ровно вдвое против уже существующего — 46 и 24 месяца соответственно. Если исходить из того, что солдат служит 24 часа в сутки, а альтернативщик — 8, тогда “альтернативка” вообще должна быть шесть лет.
..
Кроме того, альтернативная служба должна быть именно альтернативой службе военной, а не курортом для не желающих служить. Поэтому сдерживающий фактор просто необходим, чтобы призывник, прежде чем подать заявление, десять раз все продумал и взвесил. Иначе в Вооруженных Силах через год не останется ни одного солдата: ведь полтора года ходить на работу, оставаясь при этом фактически гражданским человеком, лучше, чем провести год в армии...
Третье. Территориальность. По проекту Воробьева, АГС должна проходить исключительно дома, кроме случаев, когда для этого нет рабочих мест. Николаев предлагает экстерриториальный принцип. И в том и в другом случае сроки службы вдали от дома сокращаются. С экономической точки зрения, проходить “альтернативку” дома для бюджета менее накладно — плюс Воробьеву. Зато николаевский вариант закона позволяет призывникам выбирать, где служить. Скажем, если вы студент юридического института, то решайте сами: юрист в Воронеже с проживанием в общаге и “скошенным” сроком службы; дворник в
Москве, но живете дома, или служите по полной программе как просто солдат. Впрочем, вопрос территориальности кроме экономического аспекта несет в себе еще один: как быть со студентами?
Тут мы подходим вплотную к четвертому пункту.
Четвертое. Николаев предлагает лишить альтернативщиков права на отсрочку или освобождение от армии. Но что тогда делать с аспирантами и прочими кандидатами наук?
Пятое. По предложению Николаева допускается прохождение АГС в структурах, подчиненных Минобороны. Скажем, в военных госпиталях. При этом срок АГС также сокращается, как и при отрыве от дома. По мнению разработчиков проекта, это позволит решить проблему дефицита рабочих рук. Спору нет, рабочих рук в госпиталях не хватает. Однако очевидно, что “альтернативка” должна быть полностью независима от военных. Сталкивать солдата и альтернативщика нельзя. Если альтернативщики будут работать в госпитале, где лежат раненные в Чечне солдаты, это породит такую махровую дедовщину, какая в кошмарных снах не снилась Комитетам солдатских матерей...
Министерство обороны
Шесть лет Министерство обороны всячески препятствовало принятию закона, заявляя свое категорическое “нет” альтернативной службе. Оно и понятно:  военные боятся остаться без единого солдата. Однако в последнее время ситуация изменилась. Сейчас МО в принципе не против “альтернативки”. Говорят, маршалу Сергееву николаевский “продукт”, разработанный совместно с военным ведомством, в целом понравился, и он собирался всячески его поддерживать. Особенно военным импонируют положения о сроках альтернативной службы и возможности прохождения ее в структурах МО.
Военкоматы
Военкоматы в принятии закона заинтересованы кровно. На сегодняшний момент 87 процентов (!) молодых людей освобождены или имеют отсрочку от армии. Через десять лет эта цифра достигнет 93%. Военкоматы вынуждены бороться за каждого призывника, в том числе и привлечением их к АГС. А уж где “молодой” будет проходить службу — в рядах Вооруженных Сил или на гражданке, — им совершенно безразлично, лишь бы выполнять план. Согласно социологическим опросам, с введением альтернативной службы число призывников возрастет на 30%.
Сегодня же военкоматы вынуждены либо предоставлять в качестве альтернативной службу в железнодорожных войсках или войсках МЧС, что не устраивает альтернативщиков,
либо судиться с ними как с отказчиками. Что не устраивает военкоматы.
Чечня
Это самое больное место обоих законопроектов. Учитывать или нет то, что происходит в Чечне? Как найти “альтернативу” войне, каким трудом можно заменить ежедневный риск и окопную жизнь? Ни в одном из предложенных вариантов четкого ответа нет. Зато, по мнению депутатов, можно предоставить “альтернативку” чеченской молодежи. Ведь призвать их “под ружье” военные не в состоянии. И именно они, бездельно шатающиеся по Грозному молодые волки, ставят фугасы за деньги боевиков. Почему бы им в таком случае не платить за восстановление домов в республике? Военные — двумя руками за, но все опять упирается в отсутствие законодательной базы.
Правозащитные организации
В общем, как видно, закон нужен всем. Пожалуй, единственные, кому он не нужен или даже вреден, — всевозможные правозащитные организации, специализирующиеся на “отмазке” призывников от армии. Из сложившейся ситуации они научились извлекать свою выгоду.
На данный момент ситуация с “альтернативкой” — патовая. Конституция предоставляет право на замену военной службы альтернативной, но регулирующего этот процесс закона нет. Что из этого получается? А получается, что можно на совершенно законных основаниях вообще не служить. Механизм разработан до мелочей. Вкратце схема выглядит следующим образом: призывник по повестке является в военкомат и приносит заявление с просьбой направить его на альтернативную службу. Призывная комиссия, естественно, отказывает. Это именно то, что нужно. “Ага!” — радостно кричит призывник и обращается в суд на неправомерные действия комиссии, нарушающей его
конституционные права. Впрочем, как правило, суды становятся на сторону военкоматов. Но и это не беда: если суд не удовлетворит такое требование, следует обращаться
в высшие инстанции. В конце концов право призывника будет подтверждено, и он может спокойно идти домой и ждать принятия закона, позволяющего ему это свое право осуществить. А поскольку законотворчество в России — процесс долгий, там, глядишь, и двадцать семь лет стукнет...
Чтобы эта схема лучше работала, организации предлагают вступать в их ряды. Для этого нужны сущие пустяки: разовый сбор — около 50 рублей и годовой взнос порядка 10—15$. А они за эти деньги предоставят своих консультантов, чтобы призывник
являлся в суд наконсультированным по уши.
Депутаты
За семь лет, прошедших с момента принятия Конституции, провозгласившей право на АГС, разработкой закона занимались все кому не лень. В свое время уже существовало четыре законопроекта, отличавшихся по степени демократичности. Но из-за возникших в Думе разногласий ни один из них так и не был принят. Сегодня ситуация аналогичная. Вариант Николаева не устраивает правозащитников, против же “воробьевского” категорически выступает Минобороны.
Тем не менее ни тот
, ни другой проект идеалом не являются. Проект Воробьева, обещающий райские кущи вместо кирзовых сапог, явно популистский. Читая его, создается ощущение, что альтернативщик — это ясноглазый убежденный пацифист-богослов, готовый не щадя живота от зари до зари помогать людям, но не брать в руки оружие. Тем не менее ясно, что, как только закон вступит в силу, им не преминут воспользоваться все “косари”. У них одно желание — не идти в армию, потому что там: а) дедовщина и б) Чечня. А ведь закон должен быть рассчитан прежде всего на то, чтобы их привлечь к призыву...
С другой стороны, в проекте Николаева слишком уж отчетливо просматривается позиция военных. И все же он лучше отвечает реалиям нашего времени. Между тем золотой середины можно достичь, слив законопроекты воедино. Поэтому работа над ними будет продолжена, и когда Дума приступит к их рассмотрению, еще не ясно. По идее, если бы был разработан устраивающий всех закон, то он мог бы быть принят уже к этому призыву. К тому же с принятием закона торопит ПАСЕ,
грозящаяся в очередной раз лишить Россию права голоса, если мы так и не разберемся со своими конституционными правами.
В любом случае, даже если закон будет принят в этом году, в силу он вступит не раньше января 2002 года. А до того времени придется призывникам “откашивать” по старинке…

Реклама