Коммерсант, № 221

Анна Качуровская. Статья. Патриотов воспитают песнями. Стр. 7

Вчера в Министерстве образования обсуждали ход выполнения государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации с 2001 по 2005 год". Министра Владимира Филиппова результаты не удовлетворили/Господин Филиппов предложил включать в школьную программу лишь те учебники по истории и литературе, которые пройдут экспертизу на патриотизм. Достаточно ли патриотичен учебник, будут определять специалисты из Института военной истории.

Принятие государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", в реализации которой участвуют Минобразования, Минобороны, Минкультуры и Российский государственный историко-культурный центр при Правительстве РФ, было инициировано в 2001 году президентом Владимиром Путиным. Вчера на коллегии Министерства образования чиновники докладывали о ходе ее выполнения министру Владимиру Филиппову.

- Центры духовного и нравственного патриотического воспитания открываются по всей стране,- начал рапортовать о достижениях замминистра Юрий Коврижных.- В этому году финансирование даже превысило заложенный в программе бюджет.

- Почему не освоили весь бюджет, кстати? - строго прервал выступающего Владимир Филиппов.

- Мы освоили на 70% и успеем к концу года все потратить,- оправдался замминистра. И продолжил доклад уже менее мажорно: дети активно участвуют в спортивных играх, походах и подготовке к военной службе, но, несмотря на это, 70% школьников все еще негативно относятся к службе в армии. И объяснил, почему. Оказывается, у молодежи нет литературных героев, образцов для подражания.

- Знаете, кто идеал молодежи? - спросил у коллег господин Коврижных.

И тут сам же ответил: романтики-рэкетиры из сериала "Бригада". Поэтому, по мнению замминистра, государству надо воздействовать на СМИ, чтобы правильно вести пропаганду патриотизма. Юрий Коврижных закончил свое выступление неожиданно: у нас пока нет программы по толерантности и налаживанию дружественных отношений между народами. Между какими народами надо налаживать дружбу, замминистра не уточнил.

Содокладчик, начальник управления воспитания и дополнительного образования Валентина Березина с удовольствием отметила, что у подрастающего поколения есть "потребность в духовно-нравственном развитии и патриотизме". Эта потребность, по ее словам, удовлетворяется на всех уровнях образования. Так, дошкольники воспитывают патриотизм, изучая фольклор, а в начальной школе "любовь к малой родине" прививается на уроках краеведения. Ученики старшей школы участвуют в акции "Я - гражданин России" и спартакиадах "Отчизны верные сыны", ходят в кружки "Юные десантники, моряки и летчики". Но, как выяснилось, чтобы "вырастить патриотов России", всего этого недостаточно. Поэтому начальник управления выступила с инициативой к 60-летию Победы совместно с Министерством культуры объявить всероссийский конкурс на лучшую патриотическую песню. По ее мнению, последние хиты Олега Газманова про офицеров и Леонида Агутина "Аты-баты мы теперь солдаты" благотворно влияют на молодежь. Эти рассуждения прервал министр:

- Как в учебном процессе отражено патриотическое воспитание? Я спрашиваю не о краеведении, а о литературе и истории.

- Никак,- честно ответила Валентина Березина, тем самым сведя на нет все перечисленные успехи.

- Мы плохо занимаемся патриотическим воспитанием,- тут же поддержал тему первый замминистра Виктор Болотов.- Не должно все сводиться к основам военной службы. Нужно издавать соответствующие учебники по общим предметам, может быть, аттестовывать и лицензировать школы только при условии работы по патриотическому воспитанию.

Владимир Филиппов на такие крайние меры не решился, но выступил со смелой инициативой.

-Нужно грифовать учебники по истории и литературе в том числе с точки зрения патриотизма. Для этого подключить к работе Федерального экспертного совета Институт военной истории,- принял министр уже второе за день патриотическое решение.

Реклама