Известия, № 205, 3 ноября 2001 г.
Дмитрий Сафонов. Статья. Слишком убыточные войны. Стр. 4
В пятницу в Госдуме прошли парламентские слушания по проекту федерального закона "О статусе участников боевых действий". Разработчик документа Комитет по обороне настаивает: этот документ необходим для того, чтобы исполнительная власть, начиная любые боевые действия, учитывала, что государство будет вынуждено нести крупные расходы, обеспечивать их участников и членов их семей материальными благами за риск и потерю здоровья. С такой постановкой вопроса категорически не согласны в правительстве и Минфине
Сегодня в России действует 7 законодательных актов, так или иначе регламентирующих взаимоотношения государства и военнослужащих, проходящих службу в горячих точках. Положения этих законов не унифицированы и поэтому не стыкуются между собой. Исправляет эту юридическую закавыку еще десяток подзаконных актов, распоряжений и закрытых приказов. В результате военнослужащие, находящиеся в горячих точках, получают полагающиеся им денежные компенсации и льготы не в полном объеме.
Примером этого стала вторая чеченская кампания. Первоначально военнослужащим силовых ведомств в Чечне платили по 1 тысяче рублей в сутки. Через полгода активных боевых действий Минфин посчитал слишком расточительным такой подход и урезал выплаты, несмотря на то что боевые действия продолжались. В обоих случаях действия государства с определением размера выплат и их отменой основывались на подзаконных актах и поэтому не подлежали обжалованию. Помимо Чечни, у российских военных есть еще Приднестровье, Таджикистан, Абхазия, Югославия - как и по какой шкале оценивать службу в этих регионах?
Как признают в самом Комитете по обороне, предложенный закон тоже не совершенен. Основное его положение - что собственно считать зоной боевых действий и кто должен это определять - оказалось не готово. Военные не смогли придти к согласию в определении этого понятия. Проблема в том, что в Минобороны существует великое множество определений тем или иным военным конфликтам, а то и просто боевым столкновениям. В итоге авторы законопроекта решили отдать решение этой проблемы на откуп командованию каждой конкретной воинской части. Но в конечном счете перечень воинских частей, участвующих в боевых действиях, районы, период их проведения должен определять президент России. И в этом уже заложено противоречие.
Неясность с данным вопросом дает богатые возможности для различного чиновничьего беспредела. Впрочем, в Комитете по обороне готовы к такому повороту событий. Как отметил зампредседателя комитета Алексей Арбатов, законопроект обсуждался непосредственно с участниками боевых действий и направлялся для согласования в правительство. Результат в обоих случаях был отрицательный. Правда, первая группа стремилась максимально доработать положения закона - необходимо, чтобы каждый военнослужащий знал, сколько и при каких
обстоятельствах ему будет должно государство. Но правительство категорически не согласилось с сутью документа.А она для государственных чиновников проста. Минфин, Минобороны и МВД, хотя на словах выступают за принятие данного закона, не согласны с тем, что любую операцию придется заранее обсчитывать с точки зрения финансовых расходов. Как прокомментировали эту ситуацию "Известиям" в военном ведомстве, "тогда у нас вообще ни на что не останется денег".