Российская газета, № 147
Виктория Молодцова. Статья. Московские Маугли берут в руки автоматы. Стр. 21
46 неграмотных — это много или мало? Кому-то это число кажется смешным, и они смело утверждают: "Армия справится, научит читать, писать, найдет занятие по способностям. Армия и не такое выдерживала, она все может".
В САМОМ деле, армия все может. Вот только один вопрос: как эти неграмотные мальчики будут присягать Родине? Как они прочитают текст Военной присяги? (Раньше существовало правило: офицер читает, солдаты за ним повторяют, теперь иные времена, иные порядки). Но до тех пор, пока присяга не принесена, по закону солдат не солдат — ему ничего нельзя поручать (ни дежурство, ни караульную службу), его никак нельзя наказывать (например, сажать "на губу"), за ним нельзя закреплять вооружение и военную технику.
Военные считают, что за два месяца, отведенные для подготовки солдата к принятию присяги, в школах при военных городках новобранцев сумеют научить хотя бы читать, писать и считать в объеме начальной школы. Вполне возможно, что это удастся, хотя непонятно как. Ведь школьные педагоги отпущены на каникулы до начала нового учебного года. Будут собирать по тревоге педагогов?
На самом деле знающие люди испытывают тревогу, и немалую, потому что нет гарантии, что и в других регионах военные ряды не пополнят неграмотные молодые люди. Что же происходит? По закону за образование подрастающего поколения несут ответственность семья и школа. С семьи за это спросить не удается — еще не было таких родителей, которые бы были, предположим, осуждены, хотя бы условно, за то, что их дети остались неграмотными. Комиссии по делам несовершеннолетних лишают родительских прав тех, кто пьет, дебоширит, ворует, попадает в тюрьмы, и переводят их детей (при живых родителях!) в ранг социальных сирот. Таких детей год от года становится все больше и больше. Заниматься же родителями, которые не следят за обучением детей потому, что заняты работой, поиском средств для пропитания детей, комиссии не успевают, руки у них до этого не доходят.
Можно приводить различные статистические данные, но вряд ли можно опровергнуть, что несколько сотен тысяч детей бомжуют, находясь за пределами учебных заведений. Какой бы ни была статистика, все равно в армию могут прийти не десятки, а уже сотни необученных юношей.
"Перестаньте бить тревогу, — сказал мне один из уважаемых ветеранов, — и раньше русская армия была неграмотной, но врага всегда побеждала". Да, когда шли в штыковые атаки. А как быть, когда война идет с ракетно-космическими комплексами? Как поставить к управлению ими того, кто всерьез полагает, будто дважды два равно пяти, и не может проверить правильность ответа даже на пальцах?
На заре становления Советской армии в частях организовывали кружки , всеобуча, позже офицеры создавали что-то типа вечерних школ, потом в частях появились настоящие вечерние школы, и те из солдат, кто хотел учиться, получить среднее образование, посещали их при самом благожелательном отношении командного состава.
Когда мы говорим о нравах в армии, когда твердим, что заела дедовщина, мы, конечно, не думаем о том, каков при этом образовательный ценз тех, кто в армии служит. А ведь ценз этот (имею в виду солдат срочной службы) весьма низок. Кто в основном призван? Тот, кто
не поступил в институт, не продолжил учебу в техникуме, кто в свое время был вытеснен учителями из школы за нарушение дисциплины или плохую успеваемость. В необразованной среде свои нравы, в том числе уличные, блатные, уголовные. Необразованный человек не понимает сказанных слов, он все решает в кулачном бою. Хорошо, если только в кулачном, а ведь участились случаи, когда конфликты решаются с помощью оружия. В этих случаях во всем винят армию. Вот только виновата ли она?Когда-то учет детей, учащихся в школе, сфера образования вела вместе с военкоматами — в школах преподавали основы начальной военной подготовки, военруки были сильными воспитателями хотя бы потому, что были мужиками в сплошь женских школах, куда педагоги-мужчины шли и идут неохотно. Бывший министр образования России, несмотря на то, что в молодости служил морским офицером, яростно сражался против НВП и добился своего — отменили. Министр считал, что НВП школу военизирует, и не думал о том, что именно с помощью этого предмета можно начинать подготовку сильных мужчин, будущих защитников Родины. Это с его времен, с времен министра-политика, не думавшего о силе нашей армии, пришли сегодня на службу 46 неграмотных мальчиков. Но министр давно освобожден со своего поста и за судьбу нынешних новобранцев не ответит.
Контрактная армия нужна, но пока ее нет, нам всерьез нужно подумать о качественном составе нынешней. Военные содержат в вузах военные кафедры, почему бы вузам, другим учебным заведениям в тех местах, где расположены воинские части, не подумать о создании своеобразных "гражданских кафедр", взяв шефство над молодыми ребятами, служащими там? Почему бы не подумать о том, чтобы служба в армии сочеталась с учебой, ведь теперь есть разные формы обучения — семейные, экстернатные,
дистантные и т.д. Мы говорим о том, что нам надо компьютеризировать школы, вузы, так почему бы нам не подумать о том, чтобы компьютеризировать в первую очередь и учебные центры в воинских частях? Дело, между прочим, очень важное, может быть, просто архиважное. Ведь тот, кто берет в руки оружие, должен обладать не только силой, но и просвещенным умом. Хотя бы для того, чтобы понимать, в какую сторону стрелять, чтобы не попасть в сердце матери-Родины.Нарушил ли военкомат, призвавший неграмотных молодых людей на срочную службу, главный военный закон страны?
Парадокс, но ответ на этот вопрос может быть только отрицательным.
Постановка на воинский учет предполагает сбор информации об образовании, полученном молодым человеком, но отсутствие образования как такового не препятствует призыву. Статья 11 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" предполагает получение необходимых знаний по военной подготовке вместе с освоением государственных образовательных стандартов. Депутатам, наверное, и в голову
не приходило, что кто-то из детей не будет посещать школу и усваивать необходимые знания.Все есть в законе: право на выбор рода войск, возможность поступать в военные училища, обучение в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах, контрактное освоение программ на военных кафедрах вузов. Многое есть, кроме одного — требований к образовательному уровню будущего воина. По показателю неграмотности или грамотности гражданин не оценивается — главное, чтобы он не имел плохого здоровья, неснятой или непогашенной судимости.
Но вот что интересно: в статье 32 закона ("Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту", п. 2) среди требований, которым должен соответствовать будущий контрактник, первым значится "образовательный ценз".