Независимое военное обозрение, № 23, приложение к “НГ”
Петр Суханов. Статья. Тернии социальной адаптации. Стр. 3
Комплексному подходу к решению социально-экономических проблем, возникающих в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей, была посвящена международная научно-практическая конференция, состоявшаяся в городе Кстово Нижегородской области. Она была организована Лондонским международным институтом стратегических исследований, российским некоммерческим фондом "Партнер" при поддержке и участии администрации области.
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ
Нижегородская область неспроста выбрана местом проведения конференции. В ней довольно неплохо реализуется ряд проектов по улучшению социально-экономического положения в военных городках. Важно, что финансируются они за счет собственных ресурсов, в том числе средств местных органов власти, привлекаются и зарубежные донорские инвестиции.
В работе конференции приняли участие представители всех российских силовых структур, министерства антимонопольной политики, министерства имущественных отношений, руководители центров переподготовки военнослужащих, представители президента Российской Федерации и Совета Федерации. Присутствовали специалисты как из дальнего зарубежья - США, Великобритании, Германии, Польши, Болгарии, так и из государств СНГ - Белоруссии, Украины и Грузии.
Участники рассмотрели практические аспекты социальной адаптации людей, снявших погоны, приобщения их к развитию малого предпринимательства в России, конверсии бывших военных баз. Особо подчеркивалась при этом необходимость взаимодействия государственных органов власти и управления, неправительственных, общественных объединений и коммерческих структур. В целом участники выразили обеспокоенность состоянием дел в этой сфере.
ГОРОДА-ПРИЗРАКИ
В наше время уволенным в запас офицерам без переподготовки не так-то просто найти себе применение в гражданской жизни. Да и уровень предлагаемой заработной платы зачастую ниже прожиточного минимума. Наиболее драматично складываются дела у бывших военнослужащих, остающихся жить в военных городках расформированных частей. Такие городки, как правило, расположены в глубинке, в малонаселенных местах, где практически нет работы. Сегодня в России более 1200 подобных "городов-призраков", не нужных ни Министерству обороны, ни местным властям.
В крупных городах, чаще всего в европейской части страны, созданы отдельные центры переподготовки. Но для офицеров и прапорщиков, проходящих службу, например, на Курилах, Сахалине, в Североморске, Севастополе - это слабое утешение. Они не могут воспользоваться услугами этих центров переподготовки после своего увольнения в запас.
Зачастую в одном городе действует параллельно несколько центров социальной адаптации разной ведомственной принадлежности, которые не контактируют между собой и рассматривают друг друга как конкурентов. Конкуренция, конечно, двигатель прогресса, но не в таком деле.
Прошло около десяти лет с начала массового сокращения Вооруженных сил и других силовых структур. За этот период уволено более 700 тыс. человек. Вместе с семьями цифра вырастает до 3 млн. человек, ни одна страна в мире не испытывала подобного за столь короткий срок. Похоже, ничему не научили ошибки, которыми сопровождалось увольнение 1 млн. 200 тыс. военнослужащих в 50-е гг., а ведь в ближайшем будущем предстоит сокращение еще на 600 тыс. человек. Только за последние пять лет в Тамбовской области семьи офицеров и ветеранов военной службы стали жить в три раза хуже. В области проживает около 50 тыс. военнослужащих, из них 35% - без права на пенсию. Почти 70% уволенных военнослужащих - люди трудоспособного возраста до 45 лет.
ВОПРОС О ПЕНСИЯХ
Многие участники конференции выражали крайнее недоумение, а нередко и возмущение давным-давно сложившимся порядком назначения пенсий военнослужащим. Согласно ему, военный, не дослужив до положенного срока (20 лет календарных лет) хотя бы двух лет, не имеет права на заработанную часть военной пенсии. А если он прекратил службу не по своей воле, а по сокращению, причем в районе, где с рабочими местами туго? Почему бы ему не начислять процент пенсии, соответствующий годам, отданным службе в армии? Ведь на гражданке положение иное. А он, уволенный, даже гражданской специальности не имеет, что ж ему начинать с нуля?
Вызывает крайнее удивление, что столь явная несправедливость, ущемляющая гражданские права военнослужащих, до сих пор не привлекла внимания ни Государственной Думы, ни Совета Федерации, ни правительства. А уж позиция "нейтралитета" в этом вопросе Министерства обороны и вовсе не объяснима. Может потому, что генерал в отличие от прапорщика, лейтенанта, капитана всегда свое получит?
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ СОКРАЩЕНИЯ
США за последние 38 лет сократили полностью 97 военных баз и 55 - частично. За последние два года из использования военным ведомством выведено имущества общей стоимостью 15,5 млрд. долл.
Государству выгодно сокращать военные базы по многим причинам: сокращаются расходы военного бюджета, в хозяйственный оборот включаются земли, объекты недвижимости, производство пополняется людьми, которые ранее были исключены из него. Надо бы и нам активнее использовать все лучшее из мирового опыта сокращения военных баз. Следует отработать процедуры сокращения, механизм передачи высвобождаемого военного имущества местным органам самоуправления для его последующей активной эксплуатации в интересах региона и страны.
На конференции приводились и положительные примеры такого рода. Скажем, в Смоленской области для создания "бизнес-инкубатора" был передан из федерального ведения в бессрочное и безвозмездное пользование фонду социальной поддержки военнослужащих "Паритет" клуб войсковой части, пустовавший семь лет. Вложенные год назад в оборот средства (на ремонт здания и оснащение оборудованием "бизнес-инкубатора"), начали окупаться уже через три месяца. Сейчас там действуют 8 новых малых предприятий. По расчетам, уже в течение первого года функционирования их налоговые отчисления составят более 350 тыс. руб.
Неиспользуемые военными складские и другие помещения при поддержке местных властей передаются в инфраструктуру малого бизнеса в Тамбовской, Московской и других областях.
В поселке Мулино Володарского района Нижегородской области три года назад был создан муниципальный центр по социальной поддержке военнослужащих, превратившийся в некоммерческое партнерство. В военном городке проживают 21,5 тыс. человек, в основном военнослужащие и члены семей. Местность этого региона изолирована, добраться до ближайших районных центров трудно, а в самом поселке Мулино нет никаких предприятий, на которых бы могли трудиться бывшие офицеры и прапорщики. С 1998 г. в "бизнес-инкубаторе" прошли переподготовку 632 человека, трудоустроены
284, открыто 8 малых предприятий.
КОМПЛЕКС МЕР ПО АДАПТАЦИИ
Проект новой государственной Программы социальной адаптации военнослужащих на 2002-2005 гг., к сожалению, акцентирует внимание в большей степени на их переподготовке, а реализацию самой программы предполагается распределить по министерствам и ведомствам. Опыт показывает, что социальная адаптация включает в себя целый комплекс мер.
Их последовательность фонду "Партнер" представляется следующим образом. Чтобы приступить к конверсии военного городка или базы, необходимо предварительно произвести экономический анализ с учетом географического положения, коммуникаций, наличия природных ресурсов, состояния высвобождаемого недвижимого имущества, а также экологическую экспертизу. Разумеется, дело должны возглавить инициативные люди. Кстати сказать, уже есть опробованные методики, позволяющие на трехдневном тренинг семинаре не только отобрать 4-5 таких инициаторов, но и увлечь их предстоящей работой.
Весьма важно точно определить, какая именно организация будет осуществлять конверсию. Возможно, это будет орган местного самоуправления. Он же займется разработкой и согласованием конкретного плана конверсии. Ясно, что при этом не обойтись без привлечения инвесторов, обучения персонала, создания новых рабочих мест. Новое дело почти всегда связано с определенными издержками, даже ошибками. Их придется исправлять на ходу.
ОЦЕНКА
В общем же участники конференции оценивали положение достаточно критично. Они констатировали: в России сегодня отсутствует целостная государственная система переподготовки. На государственном уровне ею занимается только Координационный совет по проблемам военнослужащих при правительстве РФ, возглавляемый генералом армии Михаилом Моисеевым. Но на научно-практическую конференцию представители ведомства не приехали. А ведь задача социальной адаптации увольняемых военнослужащих требует срочных мер.
Министерство же обороны РФ, другие силовые структуры проявляют непонятную пассивность. Они не имеют в своем составе специализированных подразделений, способных эффективно и качественно обеспечивать взаимодействие с местными органами власти, органами социальной защиты и занятости населения в делах, связанных с интеграцией бывших военнослужащих в гражданское общество. Практически речь идет о самоустранении Министерства обороны от выполнения своих обязательств перед военными кадрами после увольнения их с действительной службы.