Газета.Ру, 29 января 2002 г.

Сергей Ивашко. Статья. Михаил Касьянов отправил правительственный законопроект “Об альтернативной службе” на доработку.

Михаил Касьянов отправил правительственный законопроект “Об альтернативной службе” на доработку. Его авторам стоит поторопиться: как выяснила “Газета.Ru”, в Думе зарегистрированы уже три конкурирующих варианта будущего закона, которые прошли профильный комитет и скоро поступят на голосование.

Во вторник правительство во второй раз рассматривало законопроект “Об альтернативной службе”. Как заявил по окончании заседания Михаил Касьянов, министры не согласились утвердить вариант, предложенный Минобороны. По словам председателя правительства, “нужно совместить интересы граждан и военных властей, чтобы проблемы нашли приемлемое, понятное, работающее и исполнимое решение”. А представленный на заседании во вторник проект закона этим условиям не удовлетворяет.

Теперь Минобороны совместно с двумя вице-премьерами – Валентиной Матвиенко и Ильей Клебановым – придется быстро доработать законопроект и представить его правительству 14 февраля.

Правительственный вариант закона “Об альтернативной службе” станет четвертым законопроектом, представленным на рассмотрение депутатов Государственной думы. Первый предложен председателем думского комитета по обороне Андреем Николаевым, второй – членом этого комитета Эдуардом Воробьевым, третий – членом думского комитета по международным делам Владимиром Семеновым. Как сообщил “Газете.Ru” Эдуард Воробьев, все три законопроекта прошли заключение экспертной комиссии и уже готовы к рассмотрению.

По словам депутата, правительство не устраивает ни один из этих законопроектов. Воробьевский и тем более семеновский – слишком либеральные, а николаевский – чересчур жесткий.

Поэтому министры пытаются выработать свой, компромиссный вариант. Если у них получится, то, скорее всего, именно правительственный проект закона “Об альтернативной службе” пройдет через Думу. Выбирать министрам есть из чего: у каждого законопроекта свой подход к ключевым положениям закона об альтернативной службе.

Как пояснил Воробьев, таких пунктов всего восемь: способ заявления о прохождении альтернативной гражданской службы (АГС), ее продолжительность, условия прохождения, место прохождения, управление, финансирование, возможность одновременного получения образования и круг людей, которые должны пройти АГС вместо армии.

По проекту депутата Семенова, молодому человеку достаточно написать заявление, чтобы его направили проходить АГС. В воробьевском варианте он должен пройти собеседование со специальной комиссией, которой должен объяснить причины, по которым собирается проходить АГС вместо обычной службы в армии. По словам Воробьева, такой вариант сохраняет презумпцию невиновности человека. В николаевском варианте человек должен доказать, что он не отлынивает от армии, с помощью документов. Такого же подхода, только в более жесткой форме (перечень предоставляемых справок намного шире), придерживается и правительство.

В сроках прохождения альтернативной службы проекты также расходятся: николаевский и правительственный предполагают, что срок прохождения АГС должен быть вдвое большим, чем пребывание в рядах вооруженных сил, воробьевский вариант настаивает на полуторном сроке, семеновский – на таком же, как и в армии.

Проект Семенова декларирует, что АГС можно проходить везде, кроме вооруженных сил. Иначе, по словам Семенова, это уже не гражданская служба. Воробьев и его соавторы допускают прохождение АГС в армии, но только на гражданской должности и на добровольной основе. При этом срок ее прохождения должен быть сокращен до обычного армейского. И николаевский, и правительственный варианты также допускают несение АГС в вооруженных силах на гражданской должности, однако распределять туда призывника будут вне зависимости от его желания и на тот же срок, что, например, и в обычную городскую больницу.

Схожи николаевский и правительственный варианты и в принципах прохождения АГС. По этим проектам, человека из Калининграда могут отправить и в Сочи, и на Колыму. Воробьевский проект также предполагает экстерриториальный принцип несения гражданской службы. Однако только в том случае, если все места для ее прохождения на территории субъекта федерации, где проживает подавший заявление, заполнены. Семеновский проект полностью исключает возможность переправки служащего в другие регионы.

Больше всего проекты похожи в пункте источников финансирования служащих АГС и методов управления этой структурой. Все настаивают, что основная часть денег должна идти из федерального бюджета. Правда, учитывается возможность поступления денег из средств субъектов и местных администраций, если они делают целевой заказ на группу гражданских служащих. Управлять службой АГС должно правительство. Однако какое из министерств – пока неясно. Воробьев, например, настаивает, что это должно быть Министерство труда, правительство – Минобороны. Николаев хочет создать новую структуру.

По вопросу получения во время прохождения АГС образования или возможности параллельной работы больше всего похожи проекты Воробьева и Семенова – они допускают такую возможность, если это не будет мешать прохождению гражданской службы. Вариант Николаева такую возможность отвергает, а в варианте правительства, представленном на рассмотрение во вторник, этот вопрос вообще не оговаривается.

Кроме того, согласно варианту Николаева, призыву на гражданскую службу должны подвергаться все, кто ушел в запас без прохождения военной службы, а также получил длительную отсрочку.

То есть АГС должны проходить инвалиды или отцы с детьми до трех лет, например.

По словам Воробьева, проект Николаева получил положительный отзыв в профильном комитете (по обороне). А остальные два – отрицательные. Что, по мнению депутата, неудивительно, так как Николавев председатель этого комитета.

Насколько сильно и в какую сторону изменит свой проект правительство, станет ясно уже в среду, когда Клебанов соберет первое совещание по модификации правительственного варианта закона “Об альтернативной службе”.

Реклама