Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 42
Игорь Плугатарев. Статья. Кадровый кризис в армии. Стр. 1,4
ПРОШЛАЯ неделя была ознаменована двумя важнейшими мероприятиями, которые как нельзя наглядно отразили, что если российская армия и пережила, по словам министра обороны Сергея Иванова, "наиболее болезненный период", то еще не далеко "убежала" от кризиса, в который сами же армейские реформаторы могут ее вновь и ввергнуть. Как известно, всю неделю в Москве проходил сбор руководящего состава Вооруженных сил, который подвел итоги боевой подготовки армии и флота в 2003 г. и где были поставлены задачи на 2004-й учебный год ("НВО" также писало об этом). А параллельно в Совете Федерации прошли парламентские слушания по законодательным аспектам кадрового обеспечения военной и правоохранительной служб. Речь, по сути, шла о подготовке к реализации в 2004-2007 гг. принятой правительством федеральной целевой программы по переходу к комплектованию ряда соединений и частей военнослужащими, проходящими военную службу преимущественно по контракту. И в сравнении выходит, что взгляды Минобороны и Совета Федерации на военно-реформаторские начинания заметно разнятся. Если минобороновские можно условно назвать "оптимистическими с надеждами на еще лучшее", то озвученное в верхней палате парламента иной трактовке, чем "плохо, но может быть еще хуже", не поддается. Даже цифры тех и других по одним и тем же принципиальным "перспективным показателям" настолько не совпадают, что вызывают недоумение.
"НЕДОДЕЛАННЫЙ" ЭКСПЕРИМЕНТ
Идею контрактной армии в обществе и в "верхах" почти никто активно не оспаривает, считая это в конечном итоге благом для Вооруженных сил. Возможно, так оно и есть. Однако давняя идея фикс Минобороны заключается в том, чтобы сделать это во что бы то ни стало скорее и "донести об исполнении". Как помнится, контрактную армию начинал строить еще "лучший министр обороны" (слова Бориса Ельцина) Павел Грачев, финиш намечался и на 1998-й, и на 2000-й год... Теперь же отрапортовано будет, как всех оповестили, в конце 2007 г., если не в начале 2008-го. То есть аккурат накануне президентских выборов. Вряд ли это совпадение - и, таким образом упомянутая выше программа перевода части войск на контракт имеет явно политический подтекст. Кому-то понадобятся армейские предвыборные дивиденды, уж не самому ли Сергею Борисовичу Иванову?
Программа, однако, уже "научно обоснованна": в декабре в 76-й воздушно-десантной дивизии (Псков) заканчивается эксперимент, в результате которого 76-я станет первой "контрактной дивизией" на территории России (в то время как одна "дивизия на контракте" - 201-я мотострелковая в Таджикистане - таковой является уже более 10 лет). Эксперимент этот - такое мнение выражают большинство офицеров в войсках (а это зачастую очень точный камертон), - если еще не провалился, то успешно проваливается. "Как непродуманный с самого начала, - подчеркнул "НГ" один из источников в Генштабе. - Но в Минобороны по этому поводу скорее всего скажут прямо противоположное". Не случайно, что на сборе руксостава ничего вразумительного по этому важнейшему для армии пункту не сказал и сам глава военного ведомства. Но удивительно даже не это. А то, что федеральная программа была принята минувшим летом -задолго до завершения эксперимента и теперь активно "пробивается" в жизнь. При этом, как выразился один из офицеров, "недоделанном эксперименте" Минобороны каким-то образом умудрилось учесть "многие негативные результаты, выявленные в ходе эксперимента". Это уже слова заместителя начальника главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-майора Владимира Константинова.
В военном ведомстве не могут даже пока более или менее точно прикинуть, сколько же контрактников предстоит принять войскам за эти годы. На сборе командующих Сергей Иванов приводил такие цифры. За четыре года на контрактную службу будет переведено 147 тыс. солдат и сержантов и в итоге к 2008 г. их будет в Вооруженных силах 244 тыс. человек. На парламентских же слушаниях тот же представитель оргмобуправления Генштаба генерал Константинов уже уточнил, что "количество контрактников рядового и сержантского состава в соединениях и частях Вооруженных сил, переводимых на комплектование по контракту в 2004-2007 годах возрастет с 22,1 тыс. человек сегодня до 133,4 тыс. человек в 2007 году". То есть разница в данных более чем в 110 тыс. человек, что составляет 18-20 дивизий! По словам Константинова, "всего в этот период на комплектование по контракту будут переведены 72 соединения и части, в том числе 60 - в Сухопутных войсках, 5 - в Воздушно-десантных и 7 - в Военно-морском флоте". Интересно, это уже цифры с учетом "потерянных" соединений?
Не проработана пока в этом отношении до конца и законодательная база. На слушаниях в Совете Федерации прозвучало мнение, что предстоит принять еще как минимум три законопроекта, которые призваны обеспечить более совершенный механизм перевода российской армии и других войск на комплектование по контракту. Речь идет о законах, регламентирующих возможность прохождения военной службы по контракту в армии России граждан стран СНГ (недавно Владимир Путин своим указом благосклонно разрешил это), о неотложных мерах по совершенствованию "контрактного" законодательства, а также о внесении поправок в действующий Закон "О статусе военнослужащих" и Жилищный кодекс страны.
О ЧЕМ УМОЛЧАЛ СЕРГЕЙ ИВАНОВ
Ни Путин, ни Иванов на сборе руксостава армии и флота ни словом не обмолвились о проблемах престижности военной службы, что очень важно прежде всего для выпускников военных вузов. Иванов прочитал лишь сентенцию о том, что "офицерам надо чаще бывать в казарме", чтобы солдаты и сержанты не "разводили" махровую дедовщину, и с радостью констатировал, что с 1 октября этого года денежное довольствие людей в погонах было проиндексировано аж на 11%. Это, следует полагать, и есть единственный "ощутимый" стимул, ради чего следует связывать свою жизнь с армией или продолжать военную карьеру.
Удручающими данными на эту тему министр Иванов благоразумно не стал огорчать главу государства (а заодно лишний раз и себя расстраивать). Но вот информированный источник Интерфакса в Минобороны не постеснялся ее обнародовать. Согласно этим сведениям, только прямые финансовые потери государства из-за неэффективной организации работы вузов Минобороны и низкого престижа военной службы в обществе составляют 20-25 млрд. рублей ежегодно! Эта сумма, разъяснял источник, складывается из того, "что около 20% курсантов отчисляются из военных вузов, а до 10 тыс. выпускников училищ и академий увольняются практически сразу же после выпуска". Если знать, что сегодня в структуре Минобороны насчитывается 57 вузов и 22 их филиала, то можно представить, сколько военных институтов и академий работают практически вхолостую.
Основной причиной массовых отчислений и увольнений курсантов представитель Минобороны назвал именно низкую социальную защищенность офицерского состава и невысокий престиж армейской службы в обществе. И подчеркнул: "Несмотря на принятые в последнее время меры, кардинального улучшения ситуации не произошло, и тешить себя надеждами на то, что это произойдет в ближайшее время, не следует". Выход же ему видится не только в создании основательной правовой базы и в механизмах реализации социальных гарантий офицерского корпуса, но и в назначении ответственных за проведение государственной политики в данной области". Видимо, это следует понимать так, что ни верховный главнокомандующий, ни министр обороны ответственными за это дело не являются.
Но удручает и то, что происходит в самих военных вузах. Скажем, около половины из них имеют емкость менее 1000 слушателей и курсантов, что, с точки зрения общемировой практики, не только противоречит канонам подготовки военспецов, но также значительно удорожает и без того высокую стоимость обучения. А это, в свою очередь, значительно затрудняет создание современной материально-технической базы и комплектование квалифицированными педагогическими кадрами, из-за чего, по мнению собеседника информагентства, "сильно страдает качество подготовки кадров".
БЬЮЩИЙ ОФИЦЕР НУЖДАЕТСЯ В АРЕСТЕ
По оценке Иванова, "в целом морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечили выполнение задач, стоящих перед армией и флотом". Ну, а то, что из 337 погибших с начала года российских военных 35% покончили жизнь самоубийством, - это, видимо, не так важно. "Суицид, чем бы он ни объяснялся, - указал Иванов, - есть явная недоработка командира". По поводу этой фразы даже не требуется комментариев: даже в советской армии не подходили так однобоко к "суицидальным явлениям в армейской среде". Главное же - это то, что число "самоволок" сократилось на 33%, хищений - на 25%, правонарушений, совершенных в нарядах, - на 17%. По некоторым другим показателям тоже сплошное улучшение.
Эта оптимистичная цифирная эквилибристика (касающаяся в основном солдат и сержантов) как бы утопила данные министра же о том, что при всем при этом наибольший удельный вес (около 35%) составили преступления, связанные с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев.
Между тем в упомянутые 35% входит и следующее. На парламентских слушаниях в Совете Федерации заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Иванов доложил, что в текущем году военными судами за рукоприкладство были осуждены около 200 офицеров Вооруженных сил и других силовых ведомств страны. Такого опять же не было во всей многомиллионной советской армии! Юрист в связи с этим даже выдвинул почин за подготовку Федерального закона "О дисциплинарном аресте военнослужащих" и его ускоренное вынесение на рассмотрение Госдумы.
А то, что, по словам прокурора Иванова, "уровень преступлений в армейской среде почти в два раза ниже, чем в целом по стране", - это лишь подслащенная пилюля для его однофамильца, возглавляющего военное ведомство.