Независимая газета, № 36

Святослав Тимченко. Статья. Смольный "прищурился" на кадетов. Стр. 4

Власти города загнали воспитанников военных училищ в бюрократический капкан
Случилось так, что я стал свидетелем безобразной сцены. Два молодчика-контролера высадили из городского автобуса группу подростков-суворовцев. При этом великовозрастные верзилы при всех унижали мальчишек, говоря им примерно такие слова: "Все, сосунки, кончилась ваша халява, вылезайте!" Ребята были в полной растерянности, ведь до сих пор кадеты пользовались правом бесплатного проезда в городском транспорте. Выйдя с ними на остановке, я узнал, что по иронии судьбы они возвращалась из Смольного, где суворовцы принимали участие в торжествах по случаю очередной годовщины прорыва блокады. А на следующий день выяснил, что именно Смольный, то есть городская администрация, допустила акт откровенного жлобства (трудно подобрать иное слово) по отношению к юным воспитанникам военных училищ, лишив их права бесплатного проезда.
К стыду Северной столицы, мы оказались единственным городом в России, где с подростков - будущих защитников Родины, среди которых большой процент сирот, стали требовать деньги за проезд. При этом господа судьи, прокурорские работники, военные, милицейские чины и т.д., получающие вполне приличные оклады, продолжают ездить бесплатно.
Все пакостное делается, как правило, исподтишка, и эту акцию городские власти провернули без всякой огласки. О соответствующем распоряжении горадминистрации руководители Суворовского, Нахимовского училищ и кадетских корпусов узнали от своих воспитанников. Мальчишки в военной форме сразу же стали объектами унижения со стороны всевозможных транспортных ревизоров и большинства кондукторов. На следующий день после описанной сцены в автобусе по той же причине взвод суворовцев не смог попасть на экскурсию в музей... Суворова.
Заместитель начальника СВУ по воспитательной работе Олег Долгинцов никак не может понять, что заставило чиновников из комитета по транспорту фактически тайно пойти на этот шаг. "Если бы нас хотя бы предупредили, - говорит он, - то мы бы успели подготовить ребят к неординарной ситуации, предупредить их, чтобы не вступали в конфликты, постарались уберечь от неизбежных стрессов, ведь 14-15 лет - это как раз тот сложный переходный возраст, когда любая несправедливость особенно больно ранит души".
Капитан первого ранга Василий Демкин, заместитель начальника Нахимовского военно-морского училища по воспитательной работе, возмущен в не меньшей степени.
- В администрации города, очевидно, забыли, для кого созданы эти училища, - делится он своими мыслями с корреспондентом "НГ". - У нас далеко не все из благополучных семей. 120 воспитанников - дети военнослужащих, погибших в горячих точках, более 80 - круглые сироты. Мы стараемся воспитать ребят патриотами, привить им такие чувства, как доброта, великодушие, а тут на тебе...
Кстати сказать, военные училища никак не входят в сферу городского влияния, поскольку подчинены напрямую Министерству обороны и финансируются соответственно из федеральной казны. Клерки из комитета по транспорту городской администрации, однако, так не считают. Единоличным решением они причислили воспитанников средних военных училищ к категории учащихся, заявив о том, что кадеты не подпадают под действие Закона "О статусе военнослужащих". А раз так, то извольте приобретать школьные проездные карточки. Но это откровенная обдираловка! Ведь если ученик пользуется проездным билетом каждый день, то его сверстник, находящийся на казарменном положении, имеет возможность выбраться в город лишь 3-4 раза в месяц. Теперь он должен будет выложить за это удовольствие всю свою 30-рублевую стипендию... Альтернатива (по крайней мере для воспитанников-сирот) - все три года просидеть в казарме.
Курсанты НВМУ, СВУ и кадетских училищ попали в бюрократический капкан: уже не школьники, но еще и не военные, чем, собственно, и воспользовались власти. Хотя чиновникам должно быть известно, что в Государственной Думе уже находится на рассмотрении закон о воспитанниках военных учебных заведений и этот вопрос решится в самое ближайшее время.
Командование обоих училищ письменно обратилось по данному вопросу в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Кстати сказать, парламентарии также ничего не знали о готовящейся акции городского правительства, хотя ряд депутатов Заксобрания входят в состав попечительского совета Суворовского училища.
Крайне болезненно отреагировал на случившееся командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник Валентин Бобрышев, который сам был воспитанником Суворовского училища. Офицеры, многие общественные деятели Петербурга расценивают инцидент как плевок властей города в сторону армии, как подрыв авторитета и престижа военных.
В комитете по транспорту встреч с журналистами избегают, отделываясь дежурной фразой о том, что администрация города намеренно проводит в жизнь политику сокращения льгот. Только вот почему решили начать с самых беззащитных, совершенно непонятно. Кстати сказать, в отличие от транспортников театры и музеи принимают нахимовцев и суворовцев бесплатно, только добираться до них ребятам теперь приходится пешком.
Неужели город и в самом деле что-то выгадает, забрав у пацанов 30-рублевые стипендии и обратив их в проездные билеты? Наверное, прибыль будет "умопомрачительная", если учесть, что в пятимиллионном городе - всего 2,5 тыс. воспитанников-кадетов. Так и подмывает подсказать администрации, где "деньги лежат". Да она и сама знает. Наверняка там знакомы с докладом председателя контрольно-счетной палаты, сделанным им недавно в городском парламенте. Ревизоры обнаружили, что государственные предприятия-монополисты, и в первую очередь транспортные, обладают неучтенными финансовыми ресурсами в огромных размерах. Если завернуть эти деньги в бюджет, то, по мнению ревизоров, можно не только избежать повышения тарифов, но и подумать о снижении стоимости проезда, в первую очередь в метро. Мы же видим обратное. Горадминистрация с 15 февраля повысила плату за проезд.
Депутат Заксобрания Наталья Евдокимова считает, что унитарными транспортными предприятиями укрывается от бюджета до 20% доходов. Получая дотации от государства и постоянно повышая расценки для населения, госпредприятия интенсивно прирабатывают арендой помещений, рекламных площадей. Особенно преуспел в этом метрополитен. Деньги от размещения рекламы в метро в бюджет города не поступают, и куда они уходят, можно только догадываться. Не поддаются исчислению и те денежные потоки, которые опять же, минуя бюджет, текут в карманы автобусных магнатов в качестве прибыли от работы коммерческих транспортных средств.
В конце концов ради того, чтобы не обижать подростков в военной форме, губернатор Петербурга Владимир Яковлев мог бы пожертвовать своей очередной "потемкинской" идеей покраски всех городских автобусов по единому образцу к 300-летию города. Сэкономленных на этом фарсе денег вполне хватило бы, чтобы покрыть затраты на проезд кадетов в течение двух лет. Мне лично, как, наверное, и другим петербуржцам, далеко безразлично, на каком автобусе ехать: красном или синем, главное, чтобы он пришел вовремя на остановку. А все будет с точностью до наоборот. Ведь на покраску одной машины с учетом ее мойки и просушки уйдет примерно неделя. Городской автобусный парк составляет 2000 единиц пассажирского транспорта. Несложные расчеты покажут, какие транспортные "провалы" ожидают нас в связи с этой акцией. И потом, сколько денег будет выкинуто на ветер, ведь покраска автобусов - мероприятие тотальное, оно не минует и машины, которые вот-вот пойдут под списание, и новенькие автобусы со свежей заводской окраской. Транспортники посчитали, что только на одну краску им понадобится 1,5 млн. руб. Добавьте сюда стоимость работ и потерянную прибыль из-за вынужденных простоев автобусов, и мы получим более чем впечатляющие цифры.
На таком фоне ситуация с отменой бесплатного проезда для будущих защитников Отечества в городе морской и военной славы выглядит и вовсе кощунственной.

Реклама