Российские вести, № 37

Игорь Дмитриев. Статья. Служили два товарища. Стр. 7

Мой законопроект – “золотая середина”, считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по обороне, генерал-полковник Эдуард Воробьев

- Проект Николаева - самый жесткий, а проект Семенова, на мой взгляд, слишком мягкий. Законопроект, соавтором которого являюсь я, - “золотая середина”.

Первое отличие между законопроектами заключается в том, какой характер имеет альтернативная гражданская служба - заявительный или доказательный, Вопрос в том, должен ли гражданин, изъявивший желание проходить ее, доказывать наличие у него соответствующих убеждений или вероисповедания (вариант Николаева) или ему достаточно сделать заявление об этом (вариант Семенова). В нашем, как мы его называем, заявительно-разъяснительном варианте призывник пишет заявление с изложением своей мотивации и, если хочет, прилагает к нему документы.

Второе отличие-это срок альтернативной службы. В одном проекте он в два раза больше, чем срок военной службы, в другом они равны. В нашем же варианте для призывников, не имеющих высшего образования, гражданская служба составляет три года, а для выпускников вузов - полтора года.

Третье отличие - в месте службы. По первому, экстерриториальному принципу служба обязательно должна проходить за пределами субъекта Федерации, где проживает призывник. По другому варианту - наоборот, только в пределах этого субъекта РФ. По нашему варианту служба, как правило, несется в пределах родного субъекта Федерации. Однако если соответствующие места там уже заполнены, то правительство может направлять призывника туда, где в этом есть необходимость.

Четвертое отличие состоит в том, проходит ли гражданская служба в воинских структурах на должностях, комплектующихся из гражданского персонала. В одном проекте - безусловно да, в другом - категорически нет. В нашем варианте альтернативная служба может иметь место не в воинских частях, а, например, в военных госпиталях.

Пятое отличие - это управление альтернативной службой. В нашем варианте предлагается выделить небольшую структуру в Министерстве труда и социального развития РФ. Ведь количество “альтернативщиков” год от года может меняться. Создавать структуру в каком-то регионе, чтобы потом ее упразднять и создавать вновь, было бы неправильным.

- Семь лет назад подобный законопроект был принят в первом чтении, но застопорился на втором. Не повторится ли что-то подобное сейчас?

- Российский гражданин в соответствии с Конституцией требует предоставить ему право несения альтернативной службы и обращается в суд по поводу нарушения его конституционных прав. Но судебная власть, не имея правовой основы для разбирательства подобных исков, не знает, чем руководствоваться. Это влечет за собой головную боль для военных комиссариатов. Отсутствие законодательной базы приводит к тому, что одни суды оправдывают этого гражданина, другие выносят ему какие-то порицания, а некоторые военкомы, видя заявление об альтернативной службе, дают призывнику отсрочку до появления соответствующего закона. Словом, закон крайне необходим.

Игорь Дмитриев. Статья. Генеральское лобби не одолеть. Стр. 7

Закон об альтернативной гражданской службе - шаг к профессиональной армии, утверждает депутат Государственной Думы РФ, лидер движения “Поколение свободы” Владимир СЕМЕНОВ.

- Вариант альтернативной гражданской службы, предложенный моим законопроектом, идеален с точки зрения соблюдения прав человека. В то же время “генеральский” законопроект (Андрея Николаева. - И.Д.) стремится сделать альтернативную службу как можно менее привлекательной, извращая само это понятие. Я могу выделить пять основных отличий между нашими концепциями.

Во-первых, характер службы. “Генеральский” проект не исключает ее прохождения в Вооруженных Силах, потому что Министерство обороны кровно заинтересовано в использовании дармовой рабочей силы для различной грязной работы. Я считаю, что гражданская служба никак не должна быть связана с военной организацией.

Во-вторых, мотивы прохождения альтернативной службы. Думский комитет по обороне и правительство исходят из ограничительного прочтения Конституции, настаивая на обязанности “альтернативщиков” доказывать, что их убеждения или вероисповедание противоречат службе в Вооруженных Силах. По моему законопроекту, призывник ничего и никому не должен доказывать. Будет достаточно высказать желание пройти гражданскую службу, так как в Конституции зафиксировано аналогичное право для каждого.

В-третьих, срок гражданской службы. В “генеральском” законопроекте он равен четырем годам, в варианте Рыбакова - Воробьева - трем, в моем - двум с половиной годам. Да и то я считаю, что погрешил против истины, потому что правильным было бы полное равенство между сроками воинской и гражданской службы.

В-четвертых, место службы. Комитет по обороне Госдумы категорически настаивает на экстерриториальном принципе. В моем проекте служба проходит по месту жительства, что гораздо логичнее. Ведь международная практика давно доказала нецелесообразность использования экстерриториального принципа, в том числе из-за “дедовщины”.

В-пятых, структура, которая осуществляет контроль за прохождением гражданской службы. В “генеральском” проекте эту функцию по-прежнему выполняют военкоматы, у Рыбакова - Воробьева - служба занятости при Министерстве труда и социальной защиты РФ, а у меня предусмотрено создание специальной государственной комиссии по делам альтернативной службы.

- Безусловно, ваш законопроект выглядит самым привлекательным для призывников. Но, может быть, военные правы, утверждая, что в случае его принятия все призывники подадутся в “альтернативщики”. Кто ж тогда будет защищать Родину с оружием в руках?

- Они противоречат сами себе. Если рассматривать службу в армии как страдание, тогда, действительно, все должны быть наказаны одинаково. Но армейское руководство на каждом шагу твердит, что военная служба - не наказание, а почетный долг.

Родине можно служить не только в кирзовых сапогах с автоматом в руках. Больницы испытывают критическую нехватку младшего медицинского персонала. С каждым годом растет количество бездомных людей, а нормальной системы социальной помощи нет. Поэтому еще раз говорю: служба в армии - это только одна из форм защиты Отечества.

Вообще я рассматриваю альтернативную службу как позорную полумеру. Она тоже означает принуждение со стороны государства. Надо переходить к профессиональной армии. Надеюсь, наш законопроект станет шагом к этому. Ведь всегда останется достаточное количество людей, для которых военная служба будет привлекательнее работы в больнице и т.д.

- Значит, закон об альтернативной гражданской службе годится лишь на время перехода к контрактной армии, после чего станет ненужным?

- Совершенно верно, альтернативная служба - это лишь полумера. Но в ситуации выбора меньшего из двух зол мы должны сделать этот первый шаг, а затем уже идти по пути создания нормальной контрактной армии.

- Ваш прогноз: удастся ли вам одолеть генеральское лобби?

- Мой прогноз неутешителен не только для своего проекта, но и для варианта Воробьева - Рыбакова. И мне кажется, было бы лучше вообще не принимать никакого закона, чем голосовать за вариант Николаева. Нынешнее отсутствие какого-либо закона об альтернативной службе - лазейка для многих призывников. Не желая идти в армию, они обращаются в суд и получают реальную отсрочку.

Реклама