Новые Известия, № 63

Сергей Ковалев, депутат Госдумы. Статья. Неисправимая "альтернатива". Стр. 1

С нового года вступает в силу закон об альтернативной гражданской службе. Документ этот явился результатом долгих поисков компромисса между Министерством обороны и общественностью. Результат, однако, не без участия Министерства труда, поддержавшего военных, оказался ужасающим.

Почти за два десятилетия российских реформ наша армия не изменилась. Она держится на прежних советских генералах, пропитана духом неприятия свободы, консерватизма и по-прежнему преследует одну главную цель - сломать попавшего в нее молодого человека, сделать из него совершенно послушное существо.

В стране на государственном уровне идет возрождение квасного ура-патриотизма. В школы пытаются вернуть начальную военную подготовку, подростков вовлекают в военные игры. И пропагандируется странная любовь к Родине. Любовь, которая измеряется отношением к ловле несчастных мальчишек-призывников. Если ты радуешься, что мальчишку загнали в казарму, то ты - достойный гражданин. А если нет - то ты безответственен в отношении судьбы своей Родины.

И никакой альтернативной службы российский генералитет не желает. Генералы хотят продолжать бесконтрольно властвовать в армии, хотят иметь возможность пополнять ряды своих недобровольных подчиненных. Подчиненных до степени рабства. Поэтому в законе об альтернативной гражданской службе сделано все, чтобы отвратить от АГС как можно больше тех, кто готов был бы на нее пойти. Это лицемерие, воплощенное в виде закона.

Основной принцип закона об АГС - это принцип равных тягот для проходящих военную и альтернативную службу. Эта идеология чудовищна. Согласно ей служба в нашей армии рассматривается как некое наказание, и альтернативная служба тоже должна быть наказанием. Поэтому в законе предусмотрен экстерриториальный принцип альтернативной службы, возможность службы в воинских частях без согласия альтернативщика и невероятно длительный срок альтернативной службы, почти вдвое превышающий срок военной.

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу зависит от призывной комиссии - инстанции, которая прямо заинтересована в призыве прежде всего в армию. Причем критериев, по которым комиссия должна определять, кто достоин альтернативной службы, закон не содержит. Эти критерии приведены в подзаконных актах, изданных Министерством обороны. То есть вопрос о направлении на альтернативную гражданскую службу отдан военным чиновникам с некой привлеченной к этому послушной общественностью. В результате конституционное право превращается в своеобразную льготу, даруемую или не даруемую чиновниками.

В некоторых регионах, например в Перми и Нижнем Новгороде, проводились эксперименты по прохождению АГС. Молодые люди работали на трудных, низкооплачиваемых работах. Но законодатели отказались им засчитывать отработанное в срок альтернативной службы. Якобы потому, что в то время еще не вступил в силу закон.

Теперь закон вступает в силу. И просто дышит целью как можно сильнее сократить число людей, которые смогут отказаться от военной службы по призыву. Поэтому я утверждаю, что исправимых недостатков в нем нет. Его надо не исправлять, а написать заново.

Реклама