Парламентская газета, № 138

Виталий Струговец. Статья. Андрей Николаев: “Общество будет контролировать армию”. Комитет Госдумы по обороне в конце весенней сессии провел традиционный брифинг для военных атташе иностранных государств, аккредитованных в Москве. Стр. 1,3

Комитет Государственной Думы по обороне в конце весенней сессии провел традиционный брифинг для военных атташе иностранных государств, аккредитованных в Москве. На встрече присутствовали 104 военных дипломата из 71 страны. Андрею Николаеву было задано много вопросов, и на каждый он дал обстоятельный ответ.

Атташе по вопросам обороны Румынии, полковник Иоан БелЯ:

- Проинформируйте об итогах весенней сессии думского Комитета по обороне.

- На весеннюю сессию 2002 года было вынесено 28 законопроектов, по которым Комитет по обороне являлся ответственным. Президент России по предметам ответственности Комитета по обороне подписал семь федеральных законов, в том числе один конституционный. Все они направлены на усиление социальной защищенности военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, на совершенствование законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Атташе по вопросам обороны Израиля, полковник Эфраим Михаэли:

- Ваше отношение к проблеме терроризма?

- Человечество столкнулось с новым глобальным явлением - террористической войной. Ее особенность - низкая эффективность традиционных военных средств. Терроризм - это не объект воздействия, а следствие политики. И надо воздействовать на саму политику, а не только на ее проявления.

Атташе по вопросам обороны Индии, бригадный генерал Н.Б. Сингх:

- Каково ваше видение роли организаций, занимающихся вопросами безопасности. В настоящее время существует целый ряд таких структур. Велика вероятность пересечения интересов и даже столкновения интересов между этими организациями в вопросах обеспечения безопасности.

- Проблема в том, что отказ от проверенных идей и конструкций в области международной безопасности стал компенсироваться сиюминутными инициативами по сохранению и расширению организаций, эффективность которых вызывает в новых условиях большие сомнения.

Возможности ОБСЕ как универсальной международной организации для Европы, выражающей интересы более 50 государств, не реализованы в полной мере. В частности, до сих пор не использован огромный демократический и моральный потенциал ОБСЕ для обеспечения военной безопасности в Европе.

Сегодня настойчиво пробивается идея превращения НАТО в универсальную систему обеспечения безопасности. Где гарантия, что интересы 19 стран не будут навязаны остальным государствам Европы? И это только один вопрос из огромной массы проблем, связанных с расширением НАТО.

Атташе по вопросам обороны Социалистической Республики Вьетнам, старший полковник Нгуен Мань Кинь:

- Какова позиция Государственной Думы относительно ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов между Российской Федерацией и США?

- Я думаю, что этот договор после того, как его внесут в Государственную Думу, будет ратифицирован. Договор нужен и России, и Соединенным Штатам, чтобы процесс контроля над вооружениями и процесс сокращения стратегических вооружений был непрерывным.

Но этот договор - промежуточный этап, база для того, чтобы в дальнейшем мы могли вести работу над новыми ответственными документами с точки зрения определения сроков, этапов, системы контроля.

Необходимо отметить и второй момент. Мы подходим к этапу, когда ядерные потенциалы России и Соединенных Штатов, их стратегические потенциалы становятся сопоставимыми с потенциалами других государств, обладающих ядерным оружием. Подходит время, когда за стол переговоров должны садиться не два государства, а все государства - члены "ядерного клуба".

Атташе по вопросам обороны Союзной Республики Югославия капитан 1 ранга Милутин ОгнЯновиЧ:

- Какой подход и какая правовая база будут в России по проблеме гражданского контроля над силовыми структурами?

- Общество не только вправе, но и обязано контролировать военную организацию государства. Многие вопросы у нас сегодня уже решены. Вооруженные силы действуют на основе Конституции. Верховным главнокомандующим является Президент. Есть соответствующие полномочия у Федерального Собрания: и у Совета Федерации, и у Государственной Думы. Определены роль и место общественных организаций.

В дальнейшем развитие законодательства в области гражданского контроля над военной организацией государства в России может пойти по двум направлениям. Первое - совершенствование действующего законодательства, в которое могут вноситься современные требования, предъявляемые обществом по контролю над военной организацией.

Второе - мы принимаем специальный закон, который будет регламентировать вопросы, связанные с гражданским контролем. Такая инициатива проявлена рядом членов Комитета по обороне и других депутатов Государственной Думы.

Военно-воздушный атташе США, полковник Дэниел Игл:

- Каковы взаимоотношения между губернаторами, назначенными Президентом, руководителями федеральных округов и командующими военными округами?

- Губернаторы являются членами военных советов округов и флотов. То есть они активно участвуют в принятии решений, касающихся функционирования военных структур. Но губернаторы не имеют полномочий на управление войсками.

Постоянные полномочные представители Президента в федеральных округах также участвуют в работе соответствующих военных советов. Но они тоже не имеют полномочий по управлению Вооруженными силами. Это компетенция Президента, Министерства обороны и Генерального штаба, главнокомандующих видов Вооруженных сил.

Военный атташе при Посольстве Республики Ирак, бригадный генерал Алладин Рашид Салих:

- Какие меры будут предприняты российской стороной в связи с намерением США нанести удар по Ираку, учитывая, что нет никаких доказательств поддержки последним терроризма и того, что он не имеет никакого отношения к событиям 11 сентября 2001 года?

- В Государственной Думе исходят из того, что суверенное государство не может быть без решения Совета Безопасности и Организации Объединенных Наций подвергнуто никакому воздействию, в том числе и военному. Поэтому одностороннее определение Ирака как государства, относящегося к "оси зла", неправомерно.

Позиция нашей страны излагалась Президентом, правительством, и она заключается в следующем. Первое. Нет международных доказательств, которые могли бы быть предъявлены Ираку. Во-вторых, Ирак в своей политике делает определенные шаги, которые позволяют международному сообществу убедиться в том, что он идет в контексте взятых на себя международных обязательств. И это создает условия для того, чтобы исключить какое-либо военное воздействие на Ирак.

Военно-воздушный атташе США, полковник Дэниел Игл:

- Какие меры предпринимаются в связи с возросшим уровнем аварийности самолетов и вертолетов?

- В 2003 году решено направить дополнительные средства на ремонт и модернизацию авиации. А недавно министр обороны заявил о том, что модернизация авиационного парка - самолетов и вертолетов - является главной задачей поддержания боевой готовности ВВС. Уже в текущем году на это выделяются средства.

Военно-морской атташе США, капитан 1 ранга Карл Инман:

- Каковы временные рамки перевода российской военно-морской базы из Севастополя в Новороссийск?

- Россия и Украина взяли на себя обязательства: российская военно-морская база в Севастополе будет функционировать до 2017 года. Я понимаю, что речь идет о том, где вообще может базироваться Черноморский флот. Исследования в свое время были проведены. Предполагаемое место базирования - территория от Новороссийска до порта Кавказ. Для строительства полноценной военно-морской базы, по оценкам специалистов, требуется около 10 лет и несколько миллиардов долларов.

Атташе по вопросам обороны Индонезии полковник Зэри Мульджоно:

- Как Россия, не имея права "вето", будет играть свою роль в военной стратегии НАТО?

- Россия будет взаимодействовать с НАТО в рамках "двадцатки" по девяти проблемам. А по остальным вопросам будет взаимодействовать в ранее принятом формате, который назывался "девятнадцать плюс один".

Атташе по вопросам обороны Ирана бригадный генерал ШарафозийЯд:

- Как военно-политическое руководство Российской Федерации относится к пребыванию на территории Грузии военнослужащих Соединенных Штатов?

- Я отвечу словами Президента: "В принципе мы относимся к этому с той точки зрения, что Грузия является суверенным государством. Она сама принимает решение, кого приглашать на свою территорию для обеспечения собственной безопасности". Может быть, провожая российских военных, грузинское руководство считает, что американские военные более эффективно будут решать проблемы военной безопасности. Делает ли из этого для себя выводы российское военно-политическое руководство? Конечно, делает.

Реклама