Независимое военное обозрение, № 18, приложение к “НГ”
Николай Безбородов, Дмитрий Первухин. Статья. Полковые суды призывают на службу. Стр. 3
Об авторе: Николай Максимович Безбородов - заместитель председателя комитета по обороне Государственной Думы РФ, генерал-майор. Дмитрий Владимирович Первухин - кандидат юридических наук, майор запаса.
Преступность в той или иной мере присутствует в любой армии мира, но в российской она приняла самые уродливые формы.
Конечно, для того чтобы избавиться от этой беды, необходимо побороть ряд общих напастей, имеющихся в государстве, поднять престиж Вооруженных сил, но в то же время не следует игнорировать и накопленный веками опыт установления и поддержания на высоком уровне воинской дисциплины, в том числе деятельность полковых судов, некогда существовавших в русской армии и РККА.
К тому же в стране проводится судебная реформа, ход которой недавно обсуждался на совещании у президента РФ. В связи с ратификацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека встал вопрос и о правомерности применения к военнослужащим такого взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте без решения суда. В связи с этим распоряжением президента РФ при Минюсте создана межведомственная рабочая группа. Считается, что проступки военнослужащих, за которые предусмотрен арест с содержанием на гауптвахте, должны рассматриваться в военных судах. Данную позицию
поддерживает Совет безопасности и Главное государственно-правовое управление. Но этому препятствует то, что зачастую военные суды перегружены делами, находятся далеко от войск. Вот почему опять-таки может быть использован опыт полковых судов.
ОТ 1716 г. ДО 1917 г.
Следует сказать, что полковые суды появились в России в 1716 г. Устав воинский Петра I предусматривал три вида военных судов: высший (генеральный); нижние (т.е. полковые) и скорорешительные. Полковые суды рассматривали дела, касавшиеся только полков, и наказывали за преступления, за которые полагалось лишение жизни, чести, чина и телесные наказания. Подсудны им были нижние чины и обер-офицеры.
В состав полкового суда согласно петровскому уставу входили: президент (штаб-офицер), по два человека от каждого обер-офицерского чина, два сержанта, два капрала, двое или четверо рядовых. Суды не являлись постоянными органами, а назначались временно для рассмотрения конкретного дела. В зависимости от его обстоятельств определялся и состав суда.
Председатель и члены суда были от тех воинских частей, в которых служил подсудимый. Они не освобождались от исполнения служебных обязанностей, а в состав комиссий военного суда направлялись временно, на каждое заседание суда особо. В полках имелись аудиторы, которые занимались делопроизводством, а также обязаны были строго наблюдать за точным соблюдением закона в суде. Положения военного судоустройства и судопроизводства, введенные Петром I, действовали около 150 лет.
В результате военно-судебной реформы 1867 г. полковые суды стали рассматривать только незначительные правонарушения, совершенные нижними чинами, и создавались при каждом полку и войсковой части, начальник которой пользовался правами полкового командира. В тех частях, где начальники не имели прав полковых командиров, суды не учреждались. Эти части прикреплялись к ближайшему полковому суду.
Полковой суд состоял из трех офицеров, назначаемых командиром полка. Председатель находился на своем посту 1 год, члены суда - 6 месяцев, а делопроизводитель - 2 года. Председатель и члены полкового суда не освобождались от исполнения основных служебных обязанностей.
Для полковых судов установили упрощенный порядок рассмотрения дел - устно, в открытых заседаниях. Но вместе с тем предусматривались и закрытые заседания. Обвиняемый должен был защищаться лично.
Полковой суд мог применить следующие наказания в отношении нижних чинов срочной службы, не пользующихся особыми правами состояния: одиночное заключение в военной тюрьме на срок до 6 месяцев, денежные взыскания, дисциплинарные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу, перевод в разряд штрафованных, до 200 ударов розгами (отменено в 1904 г.), направление в дисциплинарную часть на срок до 3 лет (в этом случае приговор суда просматривался военным прокурором).
Приговор суда утверждал командир полка, при котором был создан суд. Жалобы наказанных на утвержденные им приговоры не допускались. Приговоры объявлялись в приказе по полку. В 1867 г. издается "Сборник правил, определяющих участие полка в отправлении правосудия", а позднее стали публиковать и образцы судебных документов полковых судов, что облегчало работу полковым судьям.
Хотелось бы обратить внимание на наличие в ту пору в армии категории штрафованных. Перевод в разряд штрафованных в мирное время осуществлялся решением суда, а в военное - командиром полка, что влекло за собой определенные ограничения по службе, в частности: лишение унтер-офицерского звания, прибавки к жалованию, штрафованным не предоставлялся отпуск, они не назначались на важные посты, а также вестовыми, посыльными и др. Только штрафованных могли в дисциплинарном порядке высечь розгами (командир роты назначал до 15 ударов, командир батальона - до 25, а командир полка - до 50).
Правильность ведения полковыми судами дел проверяли чины военно-судебного ведомства один раз в четыре месяца с указанием выявленных недостатков в приказе по округу.
В 1885-1912 гг. полковые суды рассматривали в среднем за год около 15,5 тыс. (примерно 80%) всех военно-судебных дел и осуждали примерно 17 тыс. человек (около 75% всех осужденных нижних чинов), из них 7% являлись унтер-офицерами.
По некоторым видам правонарушений (таким, например, как побег в первый и второй раз, неявка в срок на службу, самовольная отлучка, простая кража, нарушение обязанностей службы во время дежурства и др.) именно полковые суды наказывали 90% провинившихся. По некоторым другим видам правонарушений можно привести следующие данные: несоблюдение особых обязанностей караульной службы - 89%, неисполнение приказаний начальника - 87%, личные оскорбления - 86%, кража со взломом - 52%, нанесение увечий, ран и других телесных повреждений - 39%.
ПРИ КЕРЕНСКОМ И ЛЕНИНЕ
Полковые суды сохранились и после Февральской революции. 21 апреля 1917 г. в Петрограде был издан приказ # 233 по Военному ведомству, в котором объявлялось постановление Временного правительства о временных правилах об устройстве полковых судов в мирное и военное время. Каждый из них состоял из шести полковых судей: трех офицеров и трех солдат.
Суд формировался путем выборов. Рота (или команда) избирала с помощью подачи закрытых записок двух выборщиков-солдат из личного состава подразделения. Таким же порядком общее собрание офицеров и чиновников полка выдвигало выборщиков из своей среды в количестве, равном половине выборщиков от солдат. А уже общее собрание выборщиков избирало из своей среды голосованием или по жребию полковых судей.
Полковые судьи в свою очередь избирали председателя суда и его заместителя из числа офицеров, намечали трех кандидатов из военнослужащих, имеющих юридическое или "достаточно общее образование", для исполнения обязанностей делопроизводителя. Один из них утверждался командиром полка на шесть месяцев.
Полковой суд в отношении нижних чинов имел право применить следующие виды наказаний: содержание на гауптвахте на срок до 6 месяцев или же одиночное заключение в военной тюрьме на срок от 2 до 4 месяцев; простой арест с исполнением или без исполнения служебных обязанностей - до 1 месяца, строгий арест - до 20 суток, усиленный арест - до 8 суток и др. Офицеров
до уровня командира батальона суд мог наказать содержанием на гауптвахте.12 июня 1917 г. был издан приказ по Военному ведомству # 344, которым объявлялись утвержденные Временным правительством "Правила о производстве дел в полковых судах". Решение суда теперь не требовало утверждения командиром части. Вводилась обязательная защита подсудимого.
Полковые суды имелись и в Красной Армии. 23 июля 1918 г. председателем Реввоенсовета Республики (РВСР) Львом Троцким и членом РВСР Владимиром Антоновым-Овсеенко был подписан приказ, которым в прифронтовой полосе учреждались полковые (отрядные) местные суды. Суд состоял из постоянного судьи и двух очередных заседателей, избираемых прямым, равным и тайным всеобщим голосованием личного состава полка на трехмесячный срок. Они решали все уголовные дела, по которым обвиняемым угрожало наказание не свыше пяти лет лишения свободы.
Любопытно, что в отношении порядка судопроизводства предлагалось руководствоваться правилами судебных уставов 1864 г. "постольку, поскольку они не противоречили правосознанию трудящихся классов".
10 июля 1919 г. декретом СНК, подписанным Владимиром Лениным, утверждалось "Положение о полковых судах". Они должны были быть немедленно учреждены в соответствующих частях РККА, как фронтовых, так и тыловых. Полковой суд состоял из председателя, двух судей и заседателей. Делопроизводитель назначался совместно командиром и комиссаром части из числа лиц, имеющих юридическое или достаточное общее образование.
Все полковые суды частей, расположенных в пределах губерний и в районе действующих армий, входящих в состав стрелковых дивизий, составляли военно-судебный округ. В каждом из них для рассмотрения кассационных и частных протестов, жалоб на приговоры и постановления полковых судов, ближайшего контроля над ними учреждался Совет полковых судей. Председатель полкового суда и судьи на все время нахождения в этих должностях освобождались от исполнения обязанностей по занимаемым ими в части постоянным должностям, сохраняя, однако, их за собой.
На заседании РВСР 15 декабря 1919 г. было принято решение о введении полковых судов только в воинских частях округов, а в районах, подчиненных РВС фронтов, полковых судов не учреждать и признать, что там действуют только реввоентрибуналы.
К концу 1920 г. в Ярославском военном округе было 22 полковых суда, в Московском - 48, в Уральском - 13, в Орловском - 4, в Петроградском - 5, Западном - 6. В МВО имелось 4 совета полковых судей: в Москве, Калуге, Туле и Твери. Полковые суды существовали в РККА до 1 октября 1921 г. Они действовали и в белогвардейских формированиях генералов Антона Деникина и Петра Врангеля, адмирала Александра Колчака, но на основании документов царской армии.
Как свидетельствуют документы, деятельность полковых судов была достаточно эффективна в мирное время. В период боевых действий их эффективность значительно снижалась, что вполне объяснимо, так как особые условия войны требуют и особых судов - военно-полевых.
СУД ВОЕННО-ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
В 1990 г. был разработан проект Положения о военно-дисциплинарных судах, рассмотрение которого проходило в Комитете по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью Верховного Совета СССР с участием заинтересованных ведомств. Документ обсуждался в печати, в воинских частях. Уже имелось решение о создании рабочей группы по доработке проекта, но события 1991 г. помешали этому.
Правда, в опубликованном 13 августа 1994 г. в газете "Красная звезда" проекте "Концепции военно-правовой реформы в Вооруженных силах Российской Федерации" предусматривалось создание дисциплинарных судов, но до сих пор они не введены, хотя их эффективность в мирное время доказана многолетним опытом не только России, но и зарубежных армий, где подобные органы существуют и сейчас.
Проект Положения предполагает, что военно-дисциплинарный суд будет состоять из 5-11 человек от всех категорий военнослужащих, избираемых общим голосованием личного состава части (или выборщиками от каждого подразделения) сроком на один год (есть вариант состава суда из одних офицеров, избираемых личным составом части или назначаемых ее командиром). Затем состав суда утверждается председателем военного суда гарнизона. Председателем суда является старший офицер. Суд рассматривает дисциплинарные проступки военнослужащих всех категорий до уровня командира роты, а также жалобы на должностных лиц до уровня командира роты.
Военно-дисциплинарный суд может признать военнослужащего "злостным нарушителем воинской дисциплины", что повлечет определенные ограничения по службе, в частности, арест на срок до 1 месяца. Решение суда на этой стадии утверждает командир полка. Суд имел бы право ареста до 2 месяцев военнослужащего, проходящего службу по призыву, а также направления в дисциплинарную часть на срок от 2 до 6 месяцев (в этом случае решение суда утверждалось бы военным судьей военного суда гарнизона). Для служащих по контракту решение суда кроме командира полка утверждал бы командир, пользующийся властью командира дивизии. При военном суде гарнизона также создавался бы совет военно-дисциплинарных судей.
Военно-дисциплинарные суды позволили бы улучшить работу по профилактике преступлений среди всех категорий военнослужащих, избавили бы военную прокуратуру и военные суды от малозначительных дел, спасли бы жизнь и здоровье многим военнослужащим, предотвратили бы многие правонарушения со стороны командиров, которые, не имея законных эффективных прав по наведению порядка, вынуждены также применять неуставные меры. Причем добросовестным командирам не стоит опасаться введения подобных судов - это будет большая помощь им. А недобросовестных - они смогут удержать от многих неблаговидных поступков.
Считаем, что создание военно-дисциплинарных судов отвечает требованиям современной армии, а также - в дальнейшем - и профессиональной. Кстати, большие затраты на такие суды не понадобятся.