Независимое военное обозрение, № 15, приложение к "НГ"
Евгений Москвин. Статья. Заговор чиновников против контрактника. Стр. 1,2
Переход к профессиональной армии может быть осуществлен только под гарантию президента страны, считает депутат Госдумы генерал-полковник Эдуард Воробьев
По указанию президента к 1 июля с.г. правительству необходимо представит на утверждение федеральную целевую программу перехода Вооруженных сил на контрактный способ комплектования. Основной разработчик - Минобороны совместно с Минэкономразвития. Альтернативный проект разработан Институтом экономики переходного периода под эгидой "Союза правых сил". Свое мнение по этому вопросу высказывает депутат Госдумы генерал-полковник Эдуард Воробьев.
Из досье "НВО"
Эдуард Аркадьевич Воробьев родился 25 октября 1938 г. в Воронеже. В армии с 1957 г. Прошел путь от лейтенанта до генерал-полковника. Командовал армией, был заместителем командующего войсками Туркестанского военного округа, командующим Центральной группой войск. В 1992 г. - командующий миротворческими силами в Приднестровье. Последние месяцы 1992 г. участвовал в боевых действиях в Таджикистане. В 1992-1993 гг. - заместитель командующего Сухопутными войсками Объединенных вооруженных сил СНГ по боевой подготовке. 1993-1996 гг. - первый заместитель командующего Сухопутными войсками РФ. 22 декабря 1994 г. из-за нежелания возглавить операцию в Чечне подал в отставку. В 1995 г. избран депутатом Государственной Думы РФ. Воинское звание - генерал-полковник.
-ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ, существуют две концепции две концепции перехода Вооруженных сил России на контрактный принцип комплектования - Министерства обороны (МО) и "Союза правых сил" (СПС). Как вы оцениваете ситуацию?
- Не могу не отметить значительные подвижки и сближение позиций МО и СПС после ряда достаточно эмоциональных встреч на различных круглых столах, дискуссии в средствах массовой информации и т.д. На сегодняшний день не только позиции сблизились, но и проводятся мероприятия, которые осуществляются на основании поручений президента, распоряжений или постановлений правительства. И в них учтены и предложения МО, и предложения СПС.
- Что вы имеете в виду?
- В 76-й воздушно-десантной дивизии сегодня осуществляется известный всей стране эксперимент. А уже к 1 июня должна быть разработана федеральная программа перехода на контрактную службу - на полгода раньше, чем планировалось первоначально, к 1 января 2004 года. Завершает свою работу межведомственная рабочая группа, которая определяет одноразовые и ежегодные денежные расходы по переводу в 2004-2007 годах на контрактную службу соединений и частей постоянной боевой готовности. В работе группы участвуют представители Института экономических проблем переходного периода, который возглавляет один из лидеров СПС Егор Гайдар.
Есть Положение об основах государственной политики РФ по военному строительству до 2010 года. Оно утверждено указом президента от 7 августа 2002 года. По моему разумению, это единственный и основной исполнительский документ, в котором совершенно четко прописано, что должна быть разработана федеральная целевая программа перехода на профессиональную армию. Однако там сказано, что в России призыв граждан на военную службу сохраняется в качестве одного из элементов системы подготовки и накопления мобилизационных ресурсов, что предлагал СПС. Это снимает с повестки дня различные рассуждения на тему: нужен призыв, не нужен призыв. Призыв остается, часть 1 статьи 59 Конституции РФ действует, на нее никто не посягает. Но призыв идет не в те части и соединения, которые должны комплектоваться на добровольной основе, по контракту, и при необходимости вести боевые действия определенного масштаба. Призывники же направляются в центры подготовки резерва, где срок службы меньше 2 лет.
- Кстати, именно это предложение вызвало очень серьезные возражения со стороны МО. В чем дело?
- Даже бурю негодования. Мы говорили о 6-8 месяцах службы по призыву в зависимости от военно-учетной специальности. Наши оппоненты утверждают, что солдата за 6 месяцев подготовить нельзя. Однако я готов вступить в спор с кем угодно как бывший заместитель главкома Сухопутных войск по боевой подготовке. За полгода не только рядовой, но и сержант способен получить классную квалификацию, если он, конечно, занимается под руководством настоящих профессионалов - сержантов-контрактников, офицеров и прапорщиков, да еще не отвлекается на самые разнообразные дела, отнюдь не связанные с ратной службой.
Между прочим, еще 21 ноября прошлого года, когда было заседание правительства по той же проблеме, Борис Немцов предлагал производить укомплектование наших частей и соединений на контрактной основе гражданами СНГ. И если раньше это предложение вызывало полное неприятие, то сегодня официальные должностные лица из руководства Минобороны вполне допускают подобный шаг и высказываются на сей счет вполне положительно.
- Однако есть и другие доводы против концепции СПС.
- Первое. К сожалению, в средствах массовой информации руководящие должностные лица Министерства обороны высказывают сомнения по поводу возможности перехода на рельсы профессиональной армии, говорят о трудностях, сложностях. Делались ссылки на США, где на все про все потребовалось 13 лет, хотя фактически все в основном было сделано за 2 полных года. Франция совершенно недавно тоже в течение 2 лет осуществила такой переход. Уважаемый мною министр обороны в последнем интервью одной из газет сказал: он-де не уверен, что даже первые 167 тысяч человек для частей постоянной готовности мы наберем в течение ближайших 4 лет.
Но хорошо известно: если руководитель сомневается в успехе порученного ему дела, маловероятно ожидать положительного результата. Вот это меня внутренне беспокоит. Дай Бог, чтобы я ошибся.
Второе. Существует также беспокойство, связанное с тем, что соединения постоянной боевой готовности будут переводиться на контрактную службу, а другие, находящиеся в тех же видах Вооруженных сил и родах войск, переводиться не будут. Получается, что у нас появляются некие элитные части с более высоким денежным довольствием для личного состава, с определенными льготами, которых все прочие лишены. Однако считаю, что офицер, не попавший в такую элитную часть, будет стремиться в нее перевестись. А если не получится, значит, он вправе ставить вопрос об увольнении из рядов Вооруженных сил.
- Во сколько же обойдется реформирование по концепции СПС и сколько запрашивает Министерство обороны на реализацию своих планов?
- По подсчетам экспертов, на воплощение в жизнь программы СПС потребуется 90-95 миллиардов рублей на 4 года. А концепция Министерства обороны будет стоить 120-130 миллиардов. Правда, эти цифры еще нуждаются в проверке и уточнении.
- И все же, Эдуард Аркадьевич, Министерство обороны активно противостоит вашей концепции. Каковы его побудительные мотивы?
- Это неудивительно. Переход на контрактный принцип комплектования затрагивает все стороны жизни и деятельности Вооруженных сил: управление, образование, денежное довольствие, социальную защиту военнослужащих, взаимоотношения между ними. Поверьте мне, офицер не сможет управлять контрактником так, как это многие офицеры позволяют себе по отношению к солдатам срочной службы. Далее. Обеспечение жильем - тяжелейшая проблема. Ее тоже надо решать.
Однако переход на профессиональную армию просто заставляет решать эти проблемы в комплексе. Да, это трудно. Да, придется надо напрягаться. Но иного выхода нет.
- А какие льготы мог бы иметь военнослужащий за то, что он проходил службу по контракту один, два, три срока? Что для нас реально?
- Это денежное довольствие в зависимости от условий прохождения службы. Оно не должно быть одинаковым.
- Дифференцированным?
- Дифференцированным, совершенно верно. Так было, кстати, в Вооруженных силах СССР. Почему я, будучи лейтенантом и находясь за рубежом, получал двойной оклад? Да еще при куда лучшей обеспеченности всем и вся, чем в Союзе. Но там, между прочим, и боевая подготовка проводилась намного интенсивнее.
Это одно. Но должна быть ротация, то есть должна происходить замена. Вот, например, 42-я мотострелковая дивизия и 46-я бригада, которые будут на постоянной основе находиться в Чечне. Условия там особые, мягко говоря. Поэтому и денежное довольствие должно быть выше. Но и должна быть ротация.
Вместе с тем, прослужив контрактником, допустим, два срока по 5 лет, человек должен взять на себя обязательства, что он будет повышать свои военные знания, физическую подготовку или будет готовиться на другую специальность, которая позволит ему заключить контракт и продолжить службу. Ему открывается накопительный счет на бесплатное обучение в высших учебных заведениях частично или полностью, что в дальнейшем будет зависеть от количества контрактов за счет государства.
Предполагается, что у граждан, которые отслужили военную службу и уволились, имеются преимущества по сравнению с гражданином, если он такую службу не проходил. Все это в разумных пределах, в возможностях государства и должно быть прописано в законе о внесении изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты в связи с переходом на контрактную службу. И этот закон должен уже сейчас готовиться, потому что в бюджете на 2004 год уже должны быть заложены средства на переход к контрактной армии и на законодательное обеспечение тех контрактников, которые будут набираться. Если закона этого не будет, а с этим надо поторопиться, то, конечно же, появятся дополнительные сложности с комплектованием.
- Может так получиться, что восторжествует, скажем, концепция Министерства обороны, не будет ли это означать, что реформа будет похоронена как таковая?
- Я думаю, что такого не произойдет. Вот если бы изначально не было такого резкого отторжения предположений, исходящих не от МО... А ведь на этапе выработки решения допускаются всякие предложения, и они подлежат обсуждению.
Вспомните, например, судьбу законопроекта об альтернативной гражданской службе. Было 4 варианта: один - группы депутатов, второй - депутата Семенова, третий - Николаева и правительственный. Министерство обороны предложило свое видение проблемы, которое изложил Анатолий Квашнин, но с ним правительство не согласилось.
Сразу же через 2 дня под руководством Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко были собраны все авторы других законопроектов. Было предложено договориться об исходных позициях, которые мы согласовали словесно, и на основании этого разработать новый вариант законопроекта, куда вошло бы все лучшее. И действительно удалось многое решить, хотя и не все. Это максимальный срок, экстерриториальный принцип или территориальный, доказательность или заявительность предоставления альтернативной гражданской службы. Но, как бы там ни было, закон появился.
- Но он оказался недееспособным. Причем во многом из-за фактического противодействия со стороны Министерства обороны, которое, по существу, блокирует всякое дальнейшее движение по пути развития альтернативной службы. Не получится ли так и сейчас с профессиональной армией?
- Есть здесь две стороны проблемы. В последнем случае принимает решение исполнительная власть, пока еще законодательная власть в решении проблемы перехода на контрактную армию не участвовала.
В других странах, когда такой переход осуществлялся, создавали специальные комиссии из военных и гражданских чиновников, парламентариев, ученых. Вот есть межведомственная рабочая группа, которая определяет разовые ассигнования и годовые ассигнования, то есть занимается только одним направлением перехода. А нужна группа, по моему мнению, которая бы в комплексе рассматривала все эти направления и сводила их воедино. Начиная от рекламы и заканчивая внесением изменений и в систему боевой подготовки, и в уставы, и в систему военного образования. Переход на контрактную службу касается только людей военных. Оснащение же их современной техникой и вооружением выносится в другую группу вопросов реформирования.
- Такая комиссия, о которой вы говорили как о последней инстанции, она может быть образована в результате заседания правительства?
- Да, конечно.
- Она будет образована?
- Не знаю. Еще в Думе прошлого созыва мы очень активно работали, была рабочая группа из 56 человек, и хотели хотя бы рамочный закон сделать о необходимости военной реформы в РФ, хотя бы обозначить содержание, направления, этапы и т.д. И такой законопроект был принят в трех чтениях в Государственной Думе, но Совет Федерации не стал его рассматривать. Было сказано о том, что общее руководство военной реформы осуществляет президент страны, Верховный главнокомандующий. И он по своему усмотрению определяет рабочий орган, который должен заниматься повседневным руководством военной реформой, а в данном случае - перехода на контрактную армию. По моему глубокому убеждению, сегодня серьезные дела в нашей стране делаются только под гарантию президента и если президент почувствует, что подошел момент, когда он должен лично взять это руководство. Все делается у нас под гарантии Владимира Путина. И если этого не будет, трудно у нас пойдет этот переход. Я боюсь сказать, что он будет дискредитирован. Мне представляется, что вот такой момент подошел.