Политком.Ру, 23 марта 2002 г.
Андрей Уранов. Статья. Закон об АГС: Дума стала в строй.
Комитет Госдумы по законодательству 21 марта на своем заседании одобрил правительственный вариант закона об альтернативной гражданской службе (АГС). Один из аргументов, которые приводили его сторонники в пользу принятия именно правительственного законопроекта - на проекты, внесенные депутатами, не было заключений правительства. А потому их не то, что поддерживать, а просто даже выносить на рассмотрение палаты нельзя - незаконно. Получается, что авторов альтернативных проектов в некотором смысле кинули.
Народные избранники переживут. Хуже, если правительство вознамерилось кинуть и "потребителей" закона об АГС. Можно было бы сказать, что это - тысячи юношей допризывного возраста. Или десятки тысяч, что, по мнению многих, уже кажется завышенной цифрой. Порядок в сотни тысяч назовут, пожалуй, лукавым преувеличением, ведь в год государство ставит в строй около 400 тысяч призывников. Однако чем более публичной будет риторика защитников-противников того или иного положения закона, чем больше их перебывает на думской трибуне, тем более отчетливым станет факт совершенно противоположный.
Большое лукавство как раз утверждать, что речь в законе об АГС идет лишь о нескольких тысячах пацифистов и религиозных разоруженцев. И дело не в том, что убежденных противников ношения оружия в России много больше - отнюдь. Речь идет о том, что закон об альтернативной службе касается армии вообще и всего общества в принципе. Это маленькая пробка в плотине допотопной армейской системы, которая направляет на жернова своей мельницы поток молодой свежей крови мальчишек-призывников. Армейские чиновники не без оснований боятся, что вылетит эта пробка и мелкая щель тут же под мощным давлением превратиться в огромную дыру, через которую из их рук будет ускользать все больше молодых людей.
Именно поэтому напряжение подковерной борьбы вокруг проекта невероятно высоко, а СМИ уделяют проблеме столько внимания. Закон об АГС может стать сильным толчком для реальной военной реформы. А может и не стать. Напомним, что до недавнего времени существовало 4 проекта закона: проект Андрея Николаева (снят автором после внесения правительственного варианта); Владимира Семенова; группы депутатов Воробьева, Лысенко, Рыбакова, Шеина и Баранникова; и вариант, внесенный правительством в Думу в конце февраля.
Самые плохие шансы были у проекта депутата от СПС Владимира Семенова. Из-за своей сверхлиберальности он всерьез не рассматривался. Более адекватным в этом смысле был проект группы депутатов, который в итоге и "схлестнулся" с правительственным. Тот, в свою очередь, тоже был результатом определенного компромисса: кабинет министров забраковал откровенно жестокий проект Генштаба и смягчил до того вида, в котором его и получили депутаты.
Противостояние "жесткой" и "мягкой" позиций в конечном итоге вылилось в спор вокруг двух ключевых положений концепции. Первое - воспользоваться правом на АГС по правительственному варианту будет достаточно сложно. Предусмотрена многоступенчатая оценка доводов заявителя и "показаний" многочисленных "свидетелей". В качестве альтернативы предлагается более простая форма обоснования своих пацифистских или религиозных убеждений, с тем, чтобы груз доказательства обратного лег на призывную комиссию. Это позволит намного ближе подойти к принципу "презумпции невиновности". Хотя понятия "ближе" или "дальше" во многом так и останутся умозрительными. Количественные показатели сюда не пришьешь, а качественные - относительны настолько, что и правительственный вариант не смертелен. В конце концов, с отрицательным вердиктом призывной комиссии можно будет не согласиться и оспорить его в суде.
Более стройным и показательным будет спор вокруг второго проблемного положения - сроков. Депутаты предлагают сделать их кратными срокам службы в армии с такими коэффициентами, чтобы максимальный срок альтернативной службы составил три года.
Правительственный вариант предусматривает на общих основаниях 4 года (для абсолютного большинства альтернативщиков) и 3 года службы на гражданских должностях в воинских формированиях. Для выпускников вузов - 2 и 1,5 года соответственно. Как говорится, это будет совершенно другой закон.
Вероятно, у проекта группы депутатов был неплохой шанс набрать необходимое большинство в Думе. Однако заключения на него нет, и в неудобном для правительства варианте развития событий его снятия можно было бы потребовать по формальным признакам. Но внятного ответа на вопрос, лень это, снобизм правительства или тонкий расчет на то, что намного легче заблокировать смягчающие поправки в свой проект, чем вносить ужесточающие в чужой, пока нет. А значит, открытым остается вопрос и о смысле принимаемого закона. Шансы на то, что он окажется неработающим, все еще велики. В таком случае подросткам, готовым послужить родине, но не в такой армии, снова придется действовать проверенным способом - нести известно что известно кому "на лапу".