Комсомольская правда, № 237
Виктор Баранец. Статья. $230 млн. - на "реформу военной реформы"? Стр. 14
Минобороны и Генштаб прикладывают титанические усилия, чтобы восстановить то, что сами не так давно разрушили
Стой там - иди сюда!
На недавнем совещании высшего командного состава Российской армии министр обороны Сергей Иванов озвучил сенсационную весть: в состав Вооруженных сил будут возвращены железнодорожные и строительные части, а также подразделения Спецстроя. Одновременно руководство МО предложило вернуть многим военным институтам их прежние названия - военные училища (когда президент Путин посещал Рязанский институт ВДВ, курсанты попросили его об этом, и ВВП их обнадежил: "Почему бы и нет?").
А ведь еще не так давно (1993 - 1994 гг.) шаги по выводу военных железнодорожников и строителей за рамки армии и переименованию военных училищ в институты и университеты преподносились как важнейший элемент военной реформы. И вот теперь, что называется, "все назад!". Решение принято.
Сколько это стоит?
По подсчетам экспертов, вывод железнодорожников и военных строителей из состава Вооруженных сил РФ плюс переименование военных училищ в институты обошлись госказне примерно в 300 млн. рублей ($10 млн.). "Реформирование реформы" (возвращение железнодорожников и военных строителей в состав Вооруженных сил плюс обратное переименование военных институтов в училища) обойдется не меньше - еще в $10 млн. И этот случай далеко не единичный.
Вот, к примеру, в середине 90-х генштабовские стратеги убедили президента Ельцина упразднить Главкомат Сухопутных войск, оставив вместо него менее статусное управление. А когда дело дошло до второй войны в Чечне, тот же Генштаб мгновенно стал ратовать за воссоздание Главкомата и предложил Верховному главнокомандующему восстановить то, что с подачи же ГШ было почти полностью разрушено. Эта авантюрная "реформа" обошлась стране в 2,5 млрд. рублей (около $80 млн.).
Еще пример. Десятилетиями Военно-космические силы (ВКС) успешно выполняли поставленные перед ними задачи. А затем генштабовские идеологи реформы настояли на том, чтобы "в целях оптимизации" влить ВКС в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Но прошло не так много времени, и те же люди отправили в Кремль челобитную, в которой доказывали уже обратное.
В результате ВКС снова вывели из состава РВСН и переименовали в Космические войска (КВ). По заключению экспертов Счетной палаты РФ, финансовые потери от этого "эксперимента" превысили 4 млрд. рублей (около $ 130 млн.).
Итого: ущерб госбюджету от 10-летнего "реформаторского зуда" российского генералитета только по трем вышеописанным случаям составил, примерно, $230 млн. И, как обычно в России, виновных нету.
Что могла приобрести армия на $230 млн.?
8 истребителей "МиГ",
130 танков,
180 БТР,
4 разведспутникa.
КОМПЕТЕНТНО
Павел Золотарев, генерал-майор, бывший зам. главы аппарата Совета обороны России, профессор Академии военных наук РФ:
- Все это говорит о том, что многие разработанные в Минобороны и Генштабе реформаторские решения были продиктованы не военной целесообразностью, а внутренними разборками, игрой амбиций и показухой при отсутствии жесткого контроля за оборонным строительством со стороны власти. Задача нынешнего руководства армии и страны - не повторить ошибок предшественников.
КОНКРЕТНО
Куда ушли деньги?
"Реформирование реформ" повлекло за собой передислокации ряда служб, ремонт кабинетов и зданий, в ряде случаев - строительство новых объектов, создание обновленной системы телефонной и электронной связи, смену дислокации командных пунктов и центров, обеспечение их охраной, закодированной связью, переназначение специалистов (многих пришлось брать из других частей, что было связано с переездами вместе с членами семей).
Кроме того, пришлось разрабатывать новые штаты частей, учреждений, органов управления, изготавливать новые вывески, бланки, печати, удостоверения, делать новые записи в личных делах офицеров.
Немало средств ушло и на оплату труда сотен специалистов, месяцами готовивших и переделывающих проекты президентских указов, приказы министра обороны и директивы начальника Генштаба с использованием шифровальной техники, компьютеров, средств передвижения и проч. А потом на обновление и перепечатку в типографиях тысяч ранее действовавших документов за подписью президента, министра обороны или начальника Генштаба (в них было необходимо внести новые коррективы - "в связи с изменением обстоятельств"). К этой работе подключались целые полки юристов видов Вооруженных сил, родов войск, которые "полировали" материалы на предмет безупречной законности содержащихся в них положений.
РЕЕСТР
От каких еще своих решений отказались Минобороны и ГШ?
1. В 1993 году в арбатских кабинетах родилась директива министра обороны Грачева о расформировании 16-й армии ВВС и корпуса ПВО на Урале. Восстановление расформированных войск началось вскоре после фактического их разгона.
2. В 1992 году приказом министра обороны Грачева замполитов низвели до статуса помощников командиров по воспитательной работе. Когда же замполиты, сочтя это унижением, стали полками убегать на "гражданку" или на другие должности, их снова сделали замами. Но за время этой "реформы" и без того еле теплящаяся воспитательная работа в армии разладилась и стала непрестижной.
3. В 1996 году руководство Генштаба решило сэкономить на рембазах, создав вместо них ремонтные мастерские. Звания ремонтников при этом были понижены. В итоге офицеры и прапорщики стали разбегаться. Пришлось принимать экстренные меры, многие рембазы восстанавливать заново. Что тоже потребовало огромных дополнительных и непредусмотренных затрат из военного бюджета.
4. В начале 2003 года под мощным напором борцов за права человека было решено ликвидировать в Российской армии гауптвахты. Не прошло и года, как министр обороны Сергей Иванов выступил с предложением вернуть гауптвахты в войска.