Время МН, № 230

Виктор Мясников. Статья. На армию обратили внимание. Стр. 3

Законодатели стали с большим пониманием относиться к Вооруженным силам своей страны, но не настолько, чтобы поддержать реформы в них необходимыми законами.

Уходящий год был очень важным для Вооруженных сил России. Можно сказать, что военная реформа набирает ход. Главное, изменилось отношение к армии в обществе и властных структурах. Подвижки, как говорится, идут на всех фронтах.

Принята программа производства вооружений и военной техники на период до 2010 года. Это открывает путь к решению двух важнейших проблем: перевооружения армии и восстановления ВПК. Упор делается на совершенствование техники Вооруженных сил общего назначения, боевой авиации, нестратегической ракетной техники и систем точного оружия. Темпы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут ускорены, поскольку повышается их финансирование.

Военный бюджет 2003 года впервые можно назвать удовлетворительным. Он в целом соответствует потребностям Вооруженных сил. Это значит, что большинство законодателей понимает важность армии как ключевого фактора стабильности и безопасности государства.

Собственно о военной реформе разговоров много. Большинство политиков считает, что ее начало затягивается. Но вот мнение компетентного человека, члена Совета Федерации генерал-майора Александра Калиты: "Реформа, в моем понимании, идет уже не менее 5-7 лет. У нас была четырехмиллионная армия, мы довели ее до 1 миллион 200 тысяч. Что такое реформа? Это изменение формы. Мы ее изменили. Было пять видов Вооруженных сил, сейчас они трехвидовые. А переход на контракт - не реформа. Контрактники всегда в армии были, просто сейчас их будет больше, а срочников меньше. Я мало знаю офицеров, которые отказывались бы от контрактника. Его один раз научи, а потом он только совершенствует свой профессионализм".

Тем не менее главной приметой реформы считается эксперимент по переводу Псковской дивизии на контрактный способ комплектования. Действительно, у нас не было столь крупных подразделений, полностью набранных из солдат по найму. Обозначились и первые проблемы: даже один полк набрали с трудом. Воины из запаса не слишком стремятся на оклад в 4 тысячи рублей.

Вопросы денежного довольствия последние десять лет были самыми болезненными. Но здесь произошел перелом. Президент своим указом поднял зарплату военным. Впрочем, сопряжено это было с отменой льгот, и не все от такого подъема выиграли. Хуже всех пришлось старшим офицерам, имеющим приличные квартиры, так как отмена льгот на оплату коммунальных услуг в значительной мере съела надбавку. Зато приободрились лейтенанты - самое социально незащищенное звено в армии. Они прибавку почувствовали. Но гораздо важнее, что повышение окладов будет продолжено в следующем году.

Были, конечно, и ЧП. Но общая структура их примерно такая же, как в прошлом. Может, только вооруженные побеги сержантов и расстрелы караулов отличались особой жестокостью. Новым явлением можно считать массовые походы недовольных солдат срочной службы в прокуратуру. Очевидно, поддерживать дисциплину в казармах прежними методами уже невозможно. Настоятельно требуется введение института военной полиции. Но закон о ней уже пять лет пылится в Госдуме. Зато принят закон об альтернативной гражданской службе. Существенного значения для армии он не имеет, однако послужил отличным средством политического пиара. Остается надеяться, что в новом году законодатели не только на военный бюджет обратят внимание, но и на пакет законов, позволяющих по-настоящему ускорить военную реформу.

Реклама