Независимая газета, № 274
Вадим Соловьев. Статья. Армия отдала бюджету 800 миллионов долларов. Стр. 1,2
В Министерстве обороны опять кончаются деньги. Приостановлены некоторые выплаты. В декабре военнослужащие не получили премиальных за четвертый квартал, а те, кто "работал" и "работает" в Чечне, останутся без денежной компенсации за санаторно-курортное лечение. Деньги, компенсирующие продовольственные пайки, тоже иссякли. А с января 2003 года отменяются аналогичные выплаты взамен вещевого имущества.
Чиновники из военного министерства должны были бы заявить, и погромче, о финансовых проблемах подотчетного ведомства. Однако они этого не делают. Скорее всего опасаются, что им в очередной раз предложат либо научиться считать деньги, либо освободить место для тех, кто это делать уже умеет.
Выступая перед руководящим составом Вооруженных сил, президент упрекнул министра обороны в неведении относительно того, куда и на что в его ведомстве тратятся деньги. Отсюда и задача, поставленная главой государства, - организовать жесткий контроль за расходованием бюджетных средств. Этому должен был способствовать перевод всех счетов Минобороны в федеральное казначейство.
Высказывание президента прокомментировала замминистра обороны по финансово-экономической деятельности Любовь Куделина. По ее мнению, именно новая система контроля явилась причиной финансовых неувязок, а перевод счетов в федеральное казначейство не способствовал эффективности финансовой политики военного ведомства.
Оказывается, сегодня при нехватке средств на финансовое довольствие военнослужащих Министерство обороны в целом не испытывает денежного дефицита. Напротив, по оценкам различных экспертов, в военном ведомстве остались неосвоенными свыше 25 млрд. руб. Этих денег с лихвой хватило бы на зарплату военным. Их можно было потратить на жилье, на ремонт и модернизацию техники и вооружений, да мало ли на что еще.
Конечно, существуют железные правила, запрещающие перебрасывать деньги из одной статьи военного бюджета в другую. Но тогда возникают вопросы к Минобороны: кто ответственен за то, что в проекте военного бюджета погрешности составляют 10% от его объема?
Испытанный способ, когда сначала выбивались деньги, а потом под них сочинялись задачи, в сегодняшних условиях оказался провальным. При новой финансовой системе обнажились серьезные просчеты в комплексном прогнозировании и планировании финансово-экономической деятельности. Это проблема не только гражданского замминистра Куделиной, но и многих бюджетообразующих управлений МО и Генштаба.
Годами колоссальные средства вкладывались "в никуда". Один из наиболее наглядных примеров - разработка системы "Липа", предназначенной для защиты вертолетов армейской авиации от поражения зенитными комплексами. Вместо того чтобы уводить от себя ракету, созданная защита притягивала ее. В Генштабе назначено расследование: кто виноват в растрате миллионов рублей, кто предложил и лоббировал бесперспективную систему.
Пора выяснить и другое. Скажем, в чьих интересах держать на территории Чечни более чем 70-тысячную группировку войск, которая, по самым приблизительным подсчетам, "съедает" в год свыше 3 млрд. руб. только в виде денежного довольствия? Кто контролирует использование материальных средств и как за эту работу отчитываются? Ответить, видимо, некому. А будь у этого "невидимки" имя, отчество и фамилия да строгая подотчетность кому следует, стал бы он, к примеру, выкуривать с гор двух-трех боевиков огнем артиллерийской батареи? И попутно выжигать тысячи тонн горюче-смазочных материалов, укатывать в землю сотни тысяч километров моторесурса?
У военного ведомства нет другой возможности резко уменьшить бюджетные расходы, кроме как значительно сократить группировку и вывести с территории Чеченской Республики избыточные войска. По мнению военных аналитиков, если не начать эту работу в январе-феврале, то уже к середине следующего года в Вооруженных силах могут появиться гораздо более серьезные финансовые проблемы, чем те, которые имеются сейчас.
Причем проблемы финансового характера непременно будут иметь негативные социально-политические последствия. И самое опасное здесь - которое уже по счету разочарование военных в службе и, как следствие, окончательная утрата доверия к власти. Понятно, что такое развитие событий ни в планы президента, ни в планы его ближайшего окружения накануне подготовки к выборам не входит. Разумеется, когда перспектива реализации самого плохого сценария станет очевидной для всех, тогда президент просто вынужден будет действовать. При всем добром отношении Владимира Путина к своему окружению придется кем-то жертвовать. На Сергея Иванова президентская рука вряд ли поднимется, а вот Любовь Куделина вполне сможет стать разменно-кадровой монетой.