Россiя, № 160
Владимир Семиряга. Статья. Бомжи офицерского звания. Стр. 5
Военных довели до ручки. 1 октября в Смоленске стартует марш-поход бездомных офицеров. Они пройдут через Вязьму, Можайск, Бородино с таким расчетом, чтобы прийти в Москву 23 октября. В этот день в столице открывается Форум бесквартирных офицеров.
Сотрудник военной миссии одного из европейских посольств долго не мог взять в толк, чего я от него хочу. Сам мой вопрос: "Есть ли бездомные офицеры в армии его страны?" - казался ему диким и лишенным всякого смысла. Вместе с тем он проявил поразительную осведомленность о наших делах: "Насколько я знаю, такая проблема остро стоит перед российскими офицерами".
Военный дипломат несколько заблуждался. Такая проблема "остро стоит" не столько перед российскими офицерами, сколько перед государством и обществом. Потому что так относиться к своим защитникам, как относятся у нас, нельзя. Это значит, что в государственном механизме крутится что-то не так, а общество, которое по злой иронии судьбы так рьяно ратует за гражданский контроль над армией, просто больно.
В России насчитывается 174 тысячи бесквартирных военнослужащих. С учетом членов их семей и уволенных в запас в улучшении жилищных условий или получении жилья нуждаются около 570 тысяч человек. А то и более. Самое странное, что никто не знает точного количества нуждающихся в жилье. Называют и такую цифру: миллион.
Для решения этой проблемы по самым скромным оценкам требуется около 12 млрд. рублей ежегодно, что в два раза больше, чем реально выделяется сейчас, - 6,3 млрд. руб.
В бюджете 2004 года, по словам председателя Комитета Госдумы по обороне Андрея Николаева, на жилье заложено 11,57 млрд. рублей, что позволит получить 13,5 тысячи квартир. А ведь только для недопущения роста нуждающихся в жилье необходимо около 30 тысяч квартир.
Порочный круг
Казус ситуации в том, что постоянно увеличивающаяся стоимость жилья съест часть этой суммы. Квартир будет меньше. Чтобы реально решить проблему, необходимо израсходовать половину военного бюджета. Естественно, что на такие радикальные шаги не пойдет никто.
Не берусь судить, насколько повлияло на боеготовность наших Вооруженных сил сокращение армии и флота, но вот то, что оно крайне обострило жилищную проблему, - это точно. Судите сами: в 2000-2002 годах получили квартиры около 25 тыс. военнослужащих. Однако за этот же период уволились почти 100 тыс. человек, из которых в жилье нуждались до 60 тыс. человек.
Последней категории военнослужащих жилье полагается по закону выделять первостепенно. Однако в жизни офицеры-запасники вынуждены ждать по 10 и больше лет то, что им полагается получить в течение трех месяцев. И получается, что Минобороны вместо того, чтобы решать жилищную проблему действующих офицеров, вынуждено их квартиры давать отставникам. То есть людям, вне всяких сомнений, заслуженным, но потерявшим связь с Вооруженными силами.
Более того, по данным Счетной палаты, 68,4 процента жилого фонда Минобороны используются этой категорией лиц. Такая практика привела к тому, что к концу прошлого года количество семей военнослужащих, нуждающихся в жилье, возросло на 7%.
Многие военнослужащие в последнее время пытаются отсудить квартиру. Но даже после решения суда в свою пользу офицеры годами не могут добиться его выполнения. С точки зрения правосудия - это нонсенс, с точки зрения выбора направления движения - дорога в никуда.
Не следует также забывать и о проблеме отселения уволенных военнослужащих из военных городков, расположенных, как правило, далеко от административных и экономических центров страны. Из 700 тыс. квартир в закрытых городках только 200 тыс. занимают действующие военнослужащие. В остальных проживают уволившиеся из армии, которым просто некуда ехать.
Сертификаты и альтернативные решения
Программа "Государственные жилищные сертификаты" была разработана на 1998-2003 годы. Несмотря на неплохую идею, реализовать ее полностью не удалось. За шесть лет было выпущено 120 тыс. 489 сертификатов (57,4 процента от заданий программы). Причины этого лежат на поверхности и не требуют глубокого анализа: у государства просто нет средств.
В условиях хронического безденежья Минобороны выход нашло в накопительной системе. Ее суть состоит в следующем: из бюджета на специальный счет военнослужащего заносится определенная сумма. По истечении 20-летнего срока службы офицер сможет на эти деньги приобрести себе жилье. Во время прохождения службы офицеру будет предоставляться служебное жилье.
Перейти к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих предполагается в 2004 году. Однако воспользоваться ее преимуществами смогут лишь те офицеры, которые придут на службу в 2004 году.
В 2002 году правительство в целом одобрило решение проблемы обеспечения жильем военнослужащих через накопительную систему. В 2004 году из бюджета предполагается выделить 938 млн. рублей, которые будут внесены на специальные счета военнослужащих. Всего в этой программе будут участвовать порядка 43 тыс. офицеров. Однако накопительная система хороша тогда, когда офицер будет уходить на заслуженный отдых. А так ему всю жизнь по разным углам маяться?
В Российском союзе офицеров запаса прекрасно осведомлены о катастрофическом положении дел с жильем в армии и предлагают свои пути решения этой проблемы. Здесь, похоже, тот редкий случай, когда общественная организация нашла общий язык с Минобороны. Суть идеи:"У государства нет средств для решения социальных вопросов? Но кто же виноват? Ответ прост - само государство. Если нет средств, то бесквартирные готовы взять у государства то, что у него есть. Например, землю. На нее военные находят инвестора и на паях, допустим 50 на 50, возводят жилье".
Возможность получения земельного участка предусмотрена Законом РФ "О статусе военнослужащего". Статья 17 определяет, что военнослужащий может получить для индивидуального жилищного строительства 0,1 гектара в городах и поселках городского типа, а в сельской местности - по усмотрению местной власти, но не менее 0,25 гектара.
В РСОЗ видят и другие пути решения жилищной проблемы. Руководитель союза генерал-майор запаса Валерий Ельчанинов, например, считает, что необходимо вернуться к практике, когда уволенным в запас военнослужащим квартиры выделяли местные органы власти. Закон есть, говорит Ельчанинов, но он не работает.
Сколько бы альтернативных проектов ни было предложено, все они будут упираться в одно: в те бюджетные средства, которые государство готово выделить. А это означает, что судьба офицерского жилья по-прежнему является величиной переменной, зависящей от цены на нефть, сроков парламентских и президентских выборов, мировых финансовых кризисов и многого другого, к чему военнослужащие по роду своей деятельности никакого отношения не имеют.
Кроме того, с внедрением контрактного способа комплектования армии может возникнуть кризис интересов контрактников и офицеров. Первым жилье полагается по контракту, и, прибыв в часть, они будут его требовать. В случае чего контрактник соберет вещички - и домой или в суд.
У офицеров другая психология. Они сознательно выбирали военную стезю со всеми ее трудностями. Но даже офицерам, с их безграничным терпением, трудно будет удержаться от возмущения, когда только что прибывший 20-летний пацан будет получать жилье, а им в очередной раз предложат подождать.
Начальник строительства и расквартирования войск - заместитель министра обороны РФ генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк заявил недавно, что в ближайшем будущем в Министерстве обороны планируют обеспечить жильем военнослужащих-контрактников частей постоянной готовности Северо-Кавказского, Московского, Сибирского военных округов, морских пехотинцев Северного и Тихоокеанского флотов. А как же служащие там офицеры?