Парламентская газета, № 93
Офиц. документ. Рекомендации по результатам парламентских слушаний “О социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей”. Стр. 3
Постановление Совета Федерации о парламентских слушаниях “О социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны о парламентских слушаниях “О социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей”, проведенных 9 апреля 2001 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить рекомендации по результатам парламентских слушаний “О социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” (прилагаются). 2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской Федерации
, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Строев Москва 16 мая 2001 года №163-СФРассмотрев и обсудив широкий круг проблем, касающихся социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы (службы), именуемых далее военнослужащими, и членов их семей, а также основы государственной политики в этой области, участники парламентских слушаний отмечают, что за последний период произошло существенное ухудшение социально-экономического и правового положения указанных лиц.
Современное положение России в мире ставит перед государством и обществом актуальнейшие проблемы укрепления военной организации государства, повышения престижа военной службы (службы), усиления патриотического воспитания молодежи, что напрямую связано с национальной безопасностью страны.
Одно из важнейших мест в системе мер, направленных на решение указанных проблем, занимает совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих с учетом условий развития страны, а также разработка конкретных механизмов реализации действующих законов в этой области.
Новый этап военной реформы, который влечет массовое сокращение военнослужащих, с новой силой ставит вопрос законодательного обеспечения их социальной защиты.
Доходы семей военнослужащих значительно ниже, чем в среднем по стране, не обеспечивают нормального уровня жизни этой категории российских граждан. Значительно ниже черты бедности оказались семьи молодых офицеров.
Сложность и противоречивость процессов, связанных с заменой существующих льгот на денежные компенсации, недостаточная гласность принимаемых решений вызывают у военнослужащих обоснованную тревогу о дальнейшем снижении уровня их жизни, недоверие к решениям, принимаемым органами государственной власти. Все это значительно усиливает социальную напряженность в воинских коллективах и семьях военнослужащих, отрицательно сказывается на качестве выполнения служебных задач.
Непринятие в течение длительного времени решений по усилению социальной защищенности военнослужащих привело к падению престижа военной службы (службы), снижению заинтересованности офицеров в результатах служебной деятельности, явилось основной причиной массового увольнения квалифицированных кадров.
Участники парламентских слушаний отмечают, что реформирование военно-социальной сферы самым серьезным образом затрагивает статус военнослужащих. В этих условиях государство обязано гарантировать всем военнослужащим соответствующее материальное обеспечение, компенсирующее ограничения их конституционных прав и свобод, повышенный риск для жизни при исполнении ими обязанностей военной службы (службы). В связи с вышеизложенным участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Просить Президента Российской Федерации:
а) поручить Совету Безопасности Российской Федерации:
разработать концепцию военно-социальной политики государства до 2010 года;
рассматривать проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год (в части расходов на обеспечение национальной обороны и безопасности государства) до его внесения на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) поручить Правительству Российской Федерации:
разработать единую для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба) и к ведению которых отнесена правоохранительная деятельность, государственную целевую программу строительства жилья для военнослужащих на период до 2010 года, предусмотрев создание федерального координирующего центра, наделенного правом привлечения в этих целях внебюджетных инвестиционных средств, а также предусмотрев широкое использование строительных возможностей федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В указанную программу составной частью включить президентскую программу “Государственные жилищные сертификаты”;
рассмотреть возможность распространения действия президентской программы “Государственные жилищные сертификаты” на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, получивших тяжелые ранения в ходе боевых действий и при выполнении боевых заданий по поддержанию правопорядка, на членов семей погибших, а также на граждан, уволенных с военной службы и проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях и других военных городках на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях;
обеспечить в 2002—2003 годах поэтапное приведение окладов денежного содержания военнослужащих в соответствие с должностными окладами и надбавками за квалификационные разряды федеральных государственных служащих. Учитывая особый характер военной службы (службы), сохранить для военнослужащих размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы до 50 процентов;
разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” в части приведения порядка исчисления пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствие с порядком исчисления пенсий федеральным государственным служащим.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
а) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по реализации предложений, изложенных в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июня 2000 года №156-СФ “О социальной защите и социальной реабилитации военнослужащих и других участников контртеррористической операции на Северном Кавказе”, от 7 июня 2000 года №157-СФ “Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей”, от 25 октября 2000 года №278-СФ “О мерах по улучшению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей”;
б) довести до сведения членов Совета Федерации информацию о своевременности и полноте выплаты денежного вознаграждения участникам боевых действий в Чеченской Республике;
в) осуществлять отмену льгот военнослужащим и членам их семей только после введения в действие механизмов гарантированной денежной компенсации этих льгот в полном объеме и приведения окладов денежного содержания военнослужащих в соответствие с должностными окладами и надбавками за квалификационные разряды федеральных государственных служащих;
г) рассмотреть вопрос о придании служебному жилью статуса федеральной собственности (ведомственной жилой площади);
д) принять меры к приведению расчетной стоимости продовольственного пайка в соответствие с его реальной стоимостью, выработать единую методику планирования расходов на продовольственное обеспечение силовых структур;
е) рассмотреть и утвердить программу “Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002—2005 годы”, придав ей статус федеральной целевой программы;
ж) обязать в соответствии с нормами Федерального закона “О статусе военнослужащих” органы государственной службы занятости населения предоставлять в первоочередном порядке работу в государственных организациях уволенным со службы военнослужащим с учетом их специальности;
з) заблаговременно согласовывать с органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о сокращении воинских частей, находящихся на соответствующих территориях;
и) рассмотреть возможность использования высвобождаемых зданий и сооружений в военных городках для организации местных производств и трудоустройства увольняемых военнослужащих и членов их семей;
к) принять дополнительные меры, направленные на усиление ответственности должностных лиц за исполнение законодательства Российской Федерации о социальной защите военнослужащих, контроля за законностью расходования бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды военнослужащих и членам их семей;
л) обеспечить в ходе исполнения Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” полное и своевременное финансирование по разделам “Национальная оборона” и “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства”, осуществить приоритетное финансирование социальных программ;
м) решить вопрос о порядке взаиморасчетов за оказание медицинской помощи военнослужащим и членов их семей между федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба);
н) активизировать работу со средствами массовой информации по более широкому освещению решений и действий органов государственной власти Российской Федерации всех уровней по реформированию военной организации государства, мер социальной защиты военнослужащих.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
а) обеспечить рассмотрение в первоочередном порядке нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты военнослужащих;
б) ускорить принятие федерального конституционного закона “О военном положении”, федеральных законов “Об альтернативной гражданской службе”, “О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций”, “О Вооруженных Силах Российской Федерации”, “О статусе участника боевых действий”;
в) ускорить доработку и принятие законопроекта “О внесении дополнений в Федеральный закон “О ветеранах” в части распространения на участников боевых действий в Чеченской Республике в 1994—1996 годах социальных гарантий, установленных для ветеранов боевых действий.