Независимая газета, № 84
Михаил Ходаренок, Александр Уткин. Статья. Военная наука ратует за контрактную систему. Стр. 3
Из досье "НГ"
Махмут Ахметович Гареев родился 23 июля 1923 г. в Челябинске. В армии с 1941 г. Участник Великой Отечественной войны. С 1984 по 1989 г. - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР. В 1989-1990 гг. - главный советник президента Республики Афганистан по военным вопросам. Президент Академии военных наук. Генерал армии.
- Махмут Ахметович, сегодня на заседании правительства РФ должен рассматриваться вопрос о переводе Вооруженных сил на контрактную службу. Академия военных наук основательно занималась этой проблемой. Каково ваше мнение о ней?
- Прежде всего хочу подчеркнуть исключительную важность выбора принципа комплектования Вооруженных сил. Правда, иногда его отождествляют со всей военной реформой, однако в действительности - это одна из ее составляющих, хотя и очень значимая. Совершенствование системы комплектования актуально и важно не только в интересах повышения боеспособности и престижа армии и ВМФ, оздоровления обстановки и укрепления дисциплины в войсках и на флотах, но и с точки зрения преодоления негативного восприятия военной службы и снятия определенной напряженности в отношениях между обществом и Вооруженными силами.
Зарубежный и отечественный исторический опыт, перспективы развития военного дела и характер оборонных задач России свидетельствуют о том, что ведущей, определяющей тенденцией развития Вооруженных сил на современном этапе является их максимально возможная профессионализация. Кроме того, за последние 10 лет крайне неблагополучное положение, сложившееся в самих Вооруженных силах (особенно широкое распространение неуставных взаимоотношений), кризисные явления в обществе, массовые попытки уклонения от военной службы и нагнетание антиармейских настроений привели к тому, что призывная система комплектования себя во многом дискредитировала и положение с призывом с каждым годом будет все больше усложняться.
Коренное усовершенствование существующей системы практически невозможно. Однако не решает все проблемы и переход на контрактную службу. Вопросы комплектования - и по контракту, и на основе призыва, - подготовки резерва для Вооруженных сил желательно рассматривать не в отрыве друг от друга, а во взаимосвязи. Академия военных наук разработала и представила свои предложения в комитет обороны Госдумы, в Министерство обороны, в правительство РФ. Некоторые из них приняты. Но в ряде моментов эти предложения проводятся в жизнь непоследовательно и в отрыве друг от друга.
- В какие сроки может быть осуществлен переход на контрактную службу?
- Как показывает исторический опыт, переход к комплектованию армий и флотов по контракту требует проведения ряда комплексных мер как в общегосударственном масштабе, так и в военных ведомствах. Например, американским вооруженным силам на это понадобилось около 10 лет.
В России требуется подготовка и издание указа президента РФ о переходе к контрактной системе комплектования Вооруженных сил, а также государственной программы ее осуществления. Придется также внести поправки в законодательные документы, касающиеся вопросов воинской обязанности и военной службы. Необходимо будет утвердить бюджетные ассигнования, подготовить и издать правительственные распоряжения о размерах и порядке финансирования новой системы комплектования Вооруженных сил.
Необходимо принять Положение о контрактной службе с определением мер, стимулирующих заинтересованность к ней. Не обойтись, конечно, и без широкой целеустремленной пропаганды преимуществ контрактной службы, развертывания работ по созданию жилья и другой инфраструктуры для контрактников, решения основных вопросов социального обеспечения (предоставление дополнительных льгот на отпуск, учебу в гражданских вузах, организация медицинского обслуживания, трудоустройство после увольнения с военной службы). Обязательно нужны учебные центры для предварительного военного обучения контрактников.
Очевидно, начать надо с комплектования контрактниками должностей младших командиров (сержантов, старшин) в боевых частях. А полный переход к контрактной системе комплектования Вооруженных сил представляется целесообразным осуществить в несколько этапов. Думаю, что части постоянной готовности можно перевести на контрактную основу в течение ближайших 3-4 лет.