Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 2
Дмитрий Струговец. Статья. Военный курсант стал прагматиком. Стр. 8
Каждый год в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны РФ поступают десятки тысяч молодых людей. Наиболее значимым мотивом, определяющим выбор ими профессии, является: желание продолжить семейную династию (35%), ответственность за судьбу страны (32%, в сравнении с 1993 г., удельный вес мотивации "ответственность за судьбу страны" вырос в 4 раза), интерес к военной технике и желание получить бесплатное высшее образование (около 20%). Исследования, проведенные Социологическим центром ВС РФ, показывают, что весьма возрос государственно-патриотический компонент. Будущие офицеры - было опрошено более 700 курсантов в 19 вузах Минобороны - желают начинать военную карьеру там, где труднее всего - 18%, желают испытать себя в экстремальных условиях, в том числе и в горячих точках - 20%.
Налицо, считают военные социологи, общее повышение предметной мотивации поступления в военные вузы. Лишь 6% респондентов, опрошенных во время военно-социологического исследования, посчитали свое поступление в ввуз немотивированным поступком или затруднились назвать хотя бы один из мотивов (в 1993 г. такими был каждый третий курсант).
За последние десять лет существенно не изменился удельный вес таких мотивов выбора военной профессии, как романтика военной службы, интерес к военной технике и стремление управлять ею, желание получить бесплатное высшее образование. Явно просматривается тенденция к росту удельного веса тех, кто в качестве мотива, определившего выбор профессии военного, называет желание продлить семейную династию. Это во многом обусловливается тем, что среди курсантов-выпускников более трети - выходцы из семей военнослужащих.
Наиболее ярко в мотивационно-ценностной структуре курсантов выражен социально-прагматический компонент. В нынешних условиях молодежь, поступающая в военные институты, прочно связывает свою военную карьеру с возможностью самореализации. Военная служба выступает для молодых людей как наиболее доступная форма достижения основных жизненных целей. Почти половина из числа опрошенных курсантов (48%) считают главным мотивом поступления в военный вуз - возможность заняться престижным и интересным делом, каждый третий видит в военном образовании путь достижения достойного положения в жизни, а 16% полагают, что военное образование дает возможность приобрести престижную специальность, которая пригодится на "гражданке".
Действительно, в вузах Минобороны обучают более чем по 300 специальностям. Начиная с 2001 г. обучение строится на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. В связи с проводящейся реформой высшего образования и в соответствии с новыми стандартами сделан упор на общеобразовательную подготовку. В среднем по вузам Минобороны количество учебных часов, отводимых на общую подготовку, составляет от 52 до 62% общего учебного времени.
Так, к примеру вузы командного, командно-инженерного и инженерного профиля подготовки в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования готовят выпускников по гражданской специальности "Многоцелевые гусеничные и колесные машины" с квалификацией "инженер". В этой связи объем военно-профессиональной подготовки слушателей и курсантов в названных вузах составляет 40% объема учебного времени, а подготовка инженера - 60% объема учебного времени.
Кроме того, среди факторов, определяющих выбор профессии военного, на первый план все чаще выступают социальные. Например, низкое материальное положение родителей. Большая часть курсантов, утверждают военные социологи, происходит из социально незащищенных семей, где каждая вторая семья имеет по двое детей, а каждая десятая - по трое и более. Получение высшего образования в нынешних условиях для этой части молодых людей нередко является единственной реальной возможностью достойно устроиться в жизни. Другие социальные причины: недостаточная общеобразовательная подготовка (считается, что поступить в гражданский вуз труднее, чем в военный), возможность материально обеспечить себя и свою семью (23%) (после подписания контракта курсанты получают весьма приличное денежное содержание, находясь при этом еще и на полном государственном обеспечении; о подобном студентам гражданских вузов приходится только мечтать), надежда на решение жилищных проблем (15%), желание получить бесплатное высшее образование (37%), возможность избежать безработицы, переждать "трудные времена" (7%), уклониться от военной службы по призыву в случае непоступления в вуз (5%).
В то же время военные социологи вынуждены констатировать, что недостаточное, а иногда просто формальное социально-психологическое изучение абитуриентов (успеваемость, мотивация, военно-профессиональная направленность, волевые качества) приводят к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность.
Так, у каждого четвертого опрошенного курсанта-выпускника за время учебы изменилось представление о военной службе в худшую сторону. Вместе с тем отсутствие гарантий и перспектив в службе формирует у части курсантов психологию временщиков, вызывает чувство тревоги и беспокойства, апатии и безразличия, страх перед будущим. Значительная часть курсантов находится в состоянии неопределенности своего дальнейшего выбора. Только каждый четвертый курсант намерен служить более или менее продолжительные сроки. Остальные либо не приняли окончательного решения, либо твердо намерены уволиться при первой возможности.
По данным Минобороны отчисляемость курсантов из военно-учебных заведений составляет в среднем до 20% за цикл обучения. Например, количество отчисленных курсантов в 2002 г. составило 3994. Из них: по недисциплинированности - 1570, по нежеланию учиться - 1037, по другим причинам - 1387. А с 1995 г. из военно-учебных заведений было отчислено более 61,5 тысячи курсантов. Это почти шесть полнокровных дивизий!
Причины неопределенности в дальнейшей службе у курсантов-выпускников объясняются наличием различных проблем, среди которых доминируют: низкий материальный уровень офицера (73%), отсутствие жилья у офицеров (72%), неясность военной карьеры как таковой в связи с сокращением Вооруженных сил (23%), социально-правовая незащищенность (24%), утрата веры в престижность службы (23%), бесперспективность избранной военной специальности (24%). Основная масса курсантов предпочитает служить после учебы в престижных регионах (МВО, ЛенВО, крупные города европейской части России) или недалеко от места жительства родителей. В качестве аргументов в пользу того или иного места будущей военной службы курсанты-выпускники приводят такие, как: имею жилье в том регионе (21%); мои родители (родственники), родители жены проживают в выбранном регионе (28%); по семейным обстоятельствам (21%); по состоянию здоровья (9%).