Независимая газета, № 238, 22 декабря 2001 года
Владимир Георгиев. Статья. Денег на военных снова нет. Стр. 3
Низкий уровень оборонных расходов может привести к социальным потрясениям в армейской среде
После объявления Соединенными Штатами об одностороннем выходе из Договора по ПРО некоторые военные эксперты поспешили сделать предположения, что правительство предложит Госдуме РФ поправки в проект бюджета-2002, которые увеличат расходы на оборону до уровня 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). Однако все это оказалось иллюзией. В интервью газете "Файнэншл таймс" российский президент Владимир Путин исключил возможность каких-то резких действий, связанных с укреплением обороны страны. Военный бюджет увеличен не будет, а это значит, что линия на демилитаризацию в РФ экономики и общества будет продолжена.
В утвержденном в третьем чтении проекте бюджета на 2002 год расходы на оборону запланированы в размере 284,16 млрд. руб. Много это или мало? Если сравнивать в абсолютных цифрах с бюджетом нынешнего года, то рост на первый взгляд значительный - почти на 70 млрд. долл. Однако по отношению к ВВП это составляет всего 2,59%. Эксперты Минобороны считают, что этого недостаточно и что это не соответствует требованиям указа президента от 30 июля 1998 года о выделении ежегодно на нужды обороны на период 1999-2005 годов не менее 3,5% ВВП. (К сведению, совершенствующие свою оборону Турция, Греция, Израиль, Иран тратят на оборону не менее 5% ВВП.) Это требование пока еще ни разу не было выполнено: в 2001 году расходы на оборону составили 2,8% ВВП, в 2000 году - 2,6% ВВП, в 1999 году - 2,4% ВВП.
Сейчас в Вооруженных силах проводится военная реформа, организуется новая военная инфраструктура. Казалось бы, в этих условиях расходы на оборону надо увеличить. Однако этого не произошло. И при нынешних мизерных расходах, выделенных на оборону, Россия увеличивает количество средств на закупку вооружения - на 27 млрд. руб.
- и реализует программы по повышению денежного довольствия военнослужащим.Но зададимся вопросом: какие это программы? Представители правительства говорят, что военным хотят повысить зарплату. Но наблюдатели отмечают, что повышение денежных окладов офицерам и прапорщикам произойдет "хитрым" образом. На первом этапе - с 1 января до 70% (вместо существующих 30-50%) будет увеличена надбавка "за сложность и напряженность военной службы". Также с нового года будет введена ежемесячная специальная надбавка за командование воинскими подразделениями в звене взвод-полк. Эта надбавка касается младшего офицерского состава, включая старшин рот. Но не затрагивает всей армии. При этом обращает на себя внимание, что величина надбавки даже элитных слоев армии составит от 30
0 до 500 руб. Это не так много, но эти деньги заложены в бюджет. На втором этапе - с 1 июля 2002 года военнослужащим предполагается увеличить оклады по должности в соответствии с окладами госслужащих, а также увеличить процентные надбавки за выслугу лет. При этом будет прекращена выдача им компенсаций за подоходный налог и оплату жилья, телефона и коммунальных услуг. А офицерам, прослужившим 20 лет и более, будет отменена так называемая пенсионная надбавка (это почти треть пенсии, которую он мог бы получать, уйдя на гражданку).Таким образом, на руки с 1 июля 2002 года военнослужащие будут вроде бы получать в 2 раза больше, чем сейчас. Скажем, жалованье командира взвода будет около 4 тыс. руб., комбата - около 6-7 тыс., командира полка - около 8 тыс. руб. Но заметим, что офицерам придется выплачивать из получаемого довольствия 13% подоходного налога, полностью платить за квартиру и другие услуги. В результате у них останется на 40-50% денег меньше, чем они получили. При этих расчетах не учитывается инфляция.
А это значит, что в условиях нестабильных цен на нефть реальный заработок офицеров будет гораздо меньше. Фактически государство перераспределило деньги, и с 2002 года уровень финансового благосостояния младших офицеров возрастет гораздо больше, а уровень жизни старших офицеров, скажем так, - незначительно. А общие относительные расходы на социальную сферу по отношению к ВВП снизятся. Таким образом, при декларируемом желании правительства значительно увеличить денежное довольствие офицеров, это, видимо, не совсем получится, тем более что в 2002 году возможен секвестр бюджета. А это значит, что возможны задержки с исполнением бюджета, в том числе и военного.Россию ждут нелегкие времена. В своей политике она захотела уйти от бремени военных расходов и сосредоточиться на гражданских проектах. Может быть, это и правильно. Тем более что война в Чечне близится к завершению. Однако военные эксперты считают, что низкий уровень оборонных расходов чреват социальными потрясениями в армейской среде. Видимо, власти это понимают и хотят принять упреждающие меры. Одна из них - согласие правительства на внесение в закон об отмене льгот военнослужащим пункта об индексировании денежного довольствия. Однако настораживает тот факт, что в бюджете на 2002 год деньги на это пока не предусмотрены.