Русский курьер, № 58

Александр Петров. Статья. Верховный квартирмейстер. Стр. 1,2

Завтра в Минобороны РФ пройдет расширенное совещание с участием президента Владимира Путина. Разговор пойдет об обеспечении жильем военнослужащих. Как ожидается, именно на этом совещании будет обнародована новая, накопительно-ипотечная система решения этой важнейшей социальной проблемы. Верховный главнокомандующий, в свою очередь, намерен сам убедиться, договорились ли по спорным вопросам Минобороны и Минфин. Цена вопроса - 19 млрд. рублей. "РК" удалось ознакомиться с концепцией программы, которая стала предметом острой дискуссии в правительстве.

Служба за призрачную квартиру

Ситуация с обеспечением жильем военнослужащих и лиц уволенных с военной службы, действительно, перешла все допустимые границы. По данным федеральных органов исполнительной власти, в которых состоят на учете бездомные офицеры и отставники, их численность уже приблизилась к 400 тысяч семей. В том числе около 232 тысяч семей вообще не имеют постоянной крыши над головой и около 60 тысяч семей подлежат отселению из закрытых военных городков. А еще более 120 тысяч семей бывших военнослужащих стоит на учете в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Таковы исходные данные проблемы. Решить ее пытались целой серией различных государственных программ. Но, как показала практика, все они - в том числе и наиболее известная программа "Государственные жилищные сертификаты" - выполнены не более чем на половину. Именно это обстоятельство дало полное основание разработчикам новой концепции зафиксировать, что (цитируем) "в настоящее время право военнослужащих на получение жилья для постоянного проживания можно назвать декларативным".

Накопил и купил

Концепция накопительно-ипотечной программы разрабатывалась Минобороны и Минэкономразвития. В ней военнослужащим предложена такая схема: в течение 20 лет военной службы на именные счета каждого из них будет перечисляться сумма, "достаточная для приобретения военнослужащим среднестатистической квартиры по средней по Российской Федерации цене" (во время службы будет предоставляться служебное жилье). Среднестатистическая квартира, в соответствии "с действующими социальными нормативами предоставления жилья по коэффициенту семейности в России" (3,1 человека) определена размером в 56 кв. метров. При этом, все остальные, учитываемые сегодня при выделении квартиры условия - состав семьи, воинское звание, ученая степень и т.д. - в расчет приниматься не будут.

Реально воспользоваться накопительным взносом военнослужащий сможет только после двух десятилетий службы. Такой срок взят как базовый, так как именно после выслуги в 20 лет контрактник получает право выхода на пенсию. Для тех, кто уходит из армии по оргштатным мероприятиям (сокращению) или состоянию здоровья, этот срок уменьшается вдвое. Для нежелающих ждать 20 лет предусмотрена другая схема. После трех лет службы военнослужащий может воспользоваться средствами со своего именного накопительного счета для приобретения жилья с использованием механизма ипотеки. Под государственные гарантии он берет коммерческий кредит и оставшиеся 17 лет правительство перечисляет положенные военнослужащему взносы не на его именной накопительный счет, а в банк, предоставивший кредит.

Бесспорно, для военнослужащего эта схема - если он найдет инвестора на 17-летнюю рассрочку - гораздо привлекательнее, чем двадцатилетнее ожидание. А для государства? Кроме традиционной суммы ежегодных взносов оно вынуждено будет принять на себя и проценты по кредиту, так как контрактнику кредит обещан беспроцентным. Однако, как считают специалисты Минэкономразвития, с которым удалось переговорить "РК", государство сможет "отыграться" за счет "прокрутки" средств военнослужащих, хранящихся на их именных накопительных счетах. Концепция системы предусматривает активное участие этих средств - весьма немалых, до 19 млрд. рублей в год - в различных инвестиционных проектах " с низким уровнем риска".

Главковерху предложили быть гарантом

Заметим, всего лишь четыре дня назад концепция новой жилищной программы была представлена президенту России. Как стало известно "РК", вызов к Владимиру Путину в четверг представителей заинтересованных ведомств был обусловлен спором между ведомствами. "Договаривающиеся стороны" - в данном случае Минобороны и Минэкономразвития, с одной стороны, и Минфин, с другой, - не могли прийти к единой оценке программы. Алексей Кудрин считает, что нет необходимости решать проблему "живыми деньгами". Позиция Минобороны и Минэкономразвития (в экономическом ведомстве данную тему ведет бывший начальник оргмобуправления Генштаба Владислав Путилин) прямо противоположная: отказаться от практики фиксирования обязательств в пользу реальных денег.

Пока, как утверждают источники "РК", найти "общую платформу" не помогло даже посредничество в споре администрации президента в лице первого заместителя ее руководителя Игоря Шувалова. Не принял никакого принципиального решения в четверг и Владимир Путин, давший "заинтересованным сторонам" еще неделю "для согласования позиций".

Руководители Минобороны решили ее сформулировать коллегиально, но в присутствии главковерха. Во вторник, видимо, и станет ясно, какой вариант финансового обеспечения новой жилищной программы более привлекателен для президента.

- Экономическая экспертиза -

Вот что увидели эксперты "РК" в новой системе обеспечения жильем военнослужащих.

Позитивные моменты:

- Перевод обязательств государства по обеспечению жильем военнослужащих из натуральной формы в денежную расширяет возможности военнослужащих по выбору места проживания, а также качества и размера приобретаемого жилья.

- Располагая накопленными финансовыми ресурсами, военнослужащий становится интересен как потенциальный инвестор.

- Так как каждому гарантируется выплата одинаковой суммы на приобретение жилья, происходит выравнивание прав военнослужащих по итогам службы.

- Происходит стабилизация военных кадров, так как выплата денежных средств на приобретение жилья неразрывно связана со сроками службы.

Негативные моменты:

- Существование двух параллельных систем обеспечения жильем военнослужащих неминуемо приведет к разрыву финансового ресурса.

- Не предусмотрено решение вопроса о возможности перехода для военнослужащих с действующей системы на новую.

- Определение объема ежегодных взносов отдано на решение правительства, что может привести к появлению разницы между утверждаемой им суммой и фактическими ценами на рынке жилья.

- Право распоряжения средствами военнослужащий получает только через 20 лет службы.

Реклама