СМИ.Ру, 22 марта 2002 г.

Ольга Михайлова. Статья. Правительство настаивает на своем законе об АГС.

Кажется, что после достопамятного заседания правительства, когда проект закона об альтернативной гражданской службе, разработанный Минобороны, был жестоко раскритикован, а Клебанов принудил генеральское лобби к переговорам с депутатами, все уверовали, что компромисс найден.
Сегодняшнее заседание комитета по законодательству продемонстрировало, что правительство и не думает сдавать позиции. Более того, использует все мыслимые возможности, чтобы протащить свой вариант, заблокировав возможность принятия какого-либо из депутатских законопроектов.
Это следует хотя бы из того, что правительство так и не прислало в Госдуму заключений на проекты законов, разработанные Владимиром Семеновым и группой депутатов под руководством Юлия Рыбакова и Эдуарда Воробьева, поставив Думу перед дилеммой: принимать депутатский законопроект и напрашиваться на вето президента (формальный повод - отсутствие заключения правительства) или принимать правительственный, жесткий вариант и пытаться смягчить его ко второму чтению. В этом случае правительство получает возможность говорить об изменении концепции законопроекта, что служит основанием для отклонения поправок при голосовании.
Комитет по законодательству выбрал второй путь. Дебаты были весьма острыми.
Алексей Арбатов ("Яблоко") назвал правительственный вариант "драконовским" и призвал ставить на голосование все три законопроекта, с тем чтобы, если пройдет правительственный, иметь полное право использовать положения депутатского законопроекта для внесения поправок, - тогда об изменении концепции говорить станет труднее.
Олег Буткеев ("Регионы России") тоже высказался за вынесение на суд палаты всех трех законопроектов - так легче разговаривать с правительством, понуждая его к компромиссу. Буткеев считает, что срок АГС не является концептуальным для законопроекта, главное в нем то, что этот срок в любом случае больше срока военной службы. По поводу того, разрешительным или заявительным должен быть порядок направления на АГС, Буткеев высказал мнение, что нужно выработать "максимально мягкую разрешительную форму".
Елена Мизулина (СПС) призвала голосовать за законопроект Рыбакова - Воробьева, резонно предположив, что "надо выбирать законопроект, максимально конституционный, и за каждую поправку, ужесточающую его, голосовать 226 голосами, а не наоборот". Юлий Рыбаков и Виктор Похмелкин Мизулину поддержали, при этом Рыбаков предположил, что если "альтернативщики" будут служить в военных частях, взрыв насилия в армии неизбежен (и с ним трудно не согласиться).
Эдуард Воробьев напомнил коллегам, что Минобороны назвало четырехлетний срок прохождения АГС "своим Сталинградом", а Матвиенко и Клебанов предпочли доверить Думе право решить этот вопрос окончательно. "Я не обольщаюсь, что Дума примет именно правительственный законопроект, но если это случится, то он пополнит собой число тех законов, о которых говорят, что они есть, но не работают. Представьте себе, что мы записываем положение, что "альтернативщики" не должны составлять конкуренцию другим гражданам на рынке труда, то есть им достаются самые низко оплачиваемые должности, и они проходят службу не по месту жительства, в отрыве от дома, то есть обречены на нищету и голод".
Владимир Семенов призвал поддержать правительственный законопроект по следующим мотивам: если пройдет вариант, разработанный депутатами, и президент наложит на него вето, то через 4 месяца Минобороны внесет еще более жесткий законопроект, который попадет уже в комитет по обороне (сколько сил пришлось приложить, чтобы отстранить военных от кураторства над прохождения закона об АГС!), и тогда возможности ввести нормальную альтернативную службу, а не каторгу, этой службой называемую, будут исчерпаны.
Под дискуссией подвел черту председатель комитета Павел Крашенинников. Он призвал рекомендовать к принятию Госдуме правительственный вариант, с условием, что ко второму чтению в него будут внесены следующие поправки:
- прохождение АГС в военной сфере допустимо только с согласия гражданина;
- перечень мест прохождения АГС должен быть дополнен муниципальными предприятиями и организациями;
- срок альтернативной службы должен составлять не более полутора сроков службы военной;
- правительство должно определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию АГС;
- вопросы о праве и направлении на АГС должны решаться на заседании призывной комиссии после того как по результатам медицинского освидетельствования гражданин был признан годным к военной службе;
- перечень ограничений прав граждан, проходящих АГС, должен быть конкретизирован (например, запрет на совмещение АГС с работой в других организациях и на занятия другой оплачиваемой деятельностью целесообразно распространять только на те случаи, когда это препятствует исполнению обязанностей АГС).
У комитета вызывает возражения возможность использования при оценке доводов заявителя данных, полученных в результате "индивидуальных бесед" с гражданином и другими лицами, - на практике это выльется в моральное давление, сбор "компромата" и иной произвол. Законом, по мнению комитета, должен утверждаться перечень документов, которые обязан представлять призывник для подтверждения своих убеждений, и призывная комиссия должна доказывать и обосновывать свою позицию в случае несогласия с доводами заявителя. Причем в суде.
Что ж, если эти положения будут приняты ко второму чтению, это будет истинная победа гражданского общества над милитаристским мышлением. Депутаты ведь понимают, что широко раскрывать двери АГС не стоит: их просто снесут не желающие служить в армии, где голодно, холодно и очень страшно. Причем бояться надо не столько врага, сколько сослуживца с автоматом и пьяного начальника, который может продать тебя в рабство, чтобы подзаработать.

Реклама