Независимое военное обозрение, № 9, приложение к "НГ"

Салават Сулейманов. Статья. Армейское бесправие. Стр. 1,7

Социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, являются одними из наиболее острых в современных российских реалиях. Точку зрения по этому поводу высказывает начальник отдела по рассмотрению жалоб военнослужащих Управления по восстановлению прав граждан аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, заслуженный юрист РФ Алексей Волков.
ИЗ ДОСЬЕ "НВО"
Алексей Алексеевич Волков родился в 1948 году. Окончил Новочеркасское училище связи, юридический факультет Военно-политической академии. Службу проходил на Тихоокеанском, Северном флотах и в аппарате Минобороны России. С 1998 года - в аппарате Института уполномоченного по правам человека и гражданина РФ, заслуженный юрист России, полковник юстиции запаса.
Из первых рук
-АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, дайте, пожалуйста, оценку состояния проблемы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
- Проблема социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее - военнослужащих) вызывает серьезную обеспокоенность. Количество жалоб, поступивших в аппарат уполномоченного от этой категории граждан в 2001 году увеличилось более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом.
Одной из наиболее острых является проблема денежного довольствия военнослужащих. Низкий уровень зарплаты приводит к массовому оттоку квалифицированных кадров. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее - уполномоченный) одним из первых, например, поднял проблему несоответствия денежного содержания военнослужащих размеру оплаты труда федеральных государственных служащих (далее - госслужащих) и обратился в правительство России с предложением принять необходимые меры.
Принятый в конце 2001 года Государственной Думой в первом чтении, в марте 2002 г. во втором чтении законопроект предусматривает установление нового порядка расчета денежного содержания военнослужащих и приведение его к уровню оплаты труда госслужащих, но при этом военнослужащие из двенадцати существующих сейчас льгот потеряют три самые основные. Поэтому еще в ноябре 2001 года уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов направил обращение к депутатам Государственной Думы о недопустимости принятия законопроектов, отменяющих данные социальные льготы, так как это противоречит положениям Конституции РФ.
ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА
- А как государство решает жилищные проблемы военнослужащих?
- Практически каждая пятая офицерская семья не имеет квартиры. В жилье или улучшении жилищных условий нуждаются около 123 тысяч военнослужащих и 158 тысяч граждан, уволенных с военной службы. При этом необходимо учесть и то обстоятельство, что только из Вооруженных сил предполагается уволить еще 360 тысяч человек, из которых около 268 тысяч не имеют жилья. Только в Московском гарнизоне, по информации Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны России, ждут жилья примерно 14 тысяч очередников.
Для того чтобы понять характер обращений и остроту данной проблемы, достаточно привести только один пример. По сообщению прокурора Балтийского флота, в 2001 году из-за невозможности решить вопрос с жильем покончили жизнь самоубийством 4 офицера, а около 25% увольняющихся военных пополняют ряды криминальных структур.
- Поступали ли к вам жалобы по выплатам денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и предоставлению безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья?
- Право на такие выплаты предусмотрены действующим законодательством, однако оно не всегда реализуется из-за отсутствия должного финансирования.
Приведу несколько примеров. К нам обратился подполковник В., который был уволен с военной службы в марте 1990 года с общей выслугой 29 лет. Гражданин В. пытался реализовать свое право на получение жилья через индивидуальное строительство. Администрацией Пушкинского района Московской области ему выделен земельный участок, но завершить строительство он не мог из-за отсутствия средств. Несмотря на решение суда, обязывающее администрацию Московской области принять меры по реализации права гражданина В. на получение безвозмездной субсидии, деньги ему не выделяются. Уполномоченный обратился в защиту прав В. к губернатору Московской области Борису Громову. По решению правительства Московской области ему выделена трехкомнатная квартира в городе Пушкине.
- Решается ли вопрос о статусе закрытых военных городков и отселении из них уволенных военнослужащих?
- Во время рабочей поездки в Архангельскую область в августе 2001 года уполномоченный и сотрудники аппарата убедились в том, как остро стоит проблема обеспечения жилищных прав военнослужащих в закрытых военных городках. Информация о том, что гарнизон Васьково (Архангельская область) станет открытым, встревожила тех, кто подлежит сокращению и увольнению из Вооруженных сил России. По закону они теперь обеспечены жильем - квартиры переводятся в полное распоряжение их владельцев. Следовательно, они теряют право на получение жилищных сертификатов или на отселение из закрытых военных городков.
Немаловажной проблемой является также отселение из этих городков лиц, утративших связь с ВС РФ.
При встрече уполномоченного с военнослужащими 16-го смешанного авиационного корпуса в военном городке Кубинка-7 Московской области выяснилось, что в улучшении жилищных условий нуждаются более 700 военнослужащих, 205 из которых офицеры и прапорщики летно-подъемного состава. Более 70% проживающих в закрытом военном городке утратили связь с Минобороны России. Бюджетных средств на их отселение командование не имеет. Обеспечение государственными жилищными сертификатами не производится из-за несоответствия размера субсидий по сертификату реальной стоимости жилья в местных строительных организациях.
Проблемы, связанные с отселением лиц, утративших связь с Вооруженными силами, характерны и для многих других закрытых военных городков. Но до сих пор реальных мер к разрешению этого вопроса правительством России не принято.
- Какие меры следует предпринять для решения этой проблемы?
- В целях усиления государственных гарантий реализации права на жилье военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей необходимо:
- разработать государственную целевую программу строительства жилья для военнослужащих с организацией федерального координирующего центра, имеющего возможность привлечения внебюджетных инвестиционных средств. Включить в нее составной частью президентскую программу "Государственные жилищные сертификаты";
- распространить действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, получивших тяжелые ранения в ходе боевых действий и при выполнении боевых заданий по поддержанию правопорядка, а также на членов семей погибших и умерших военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- предусмотреть в бюджете выделение средств на обеспечение указанных в законах жилищных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в частности по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и предоставлению безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья.
ПРАВА УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
- Вы нарисовали довольно мрачную картину. Неужели и с теми, кто прошел войну, государство поступает так же?
- Обеспечение прав военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, неотъемлемая обязанность государства. Распространенными нарушениями закона здесь являются несвоевременность и неполнота денежных выплат военнослужащим за участие в боевых действиях.
Уполномоченному по правам человека поступает много жалоб как от военнослужащих, проходящих службу по призыву и контракту, так и от граждан, уволенных в запас. Судя по жалобам, денежные выплаты за участие в боевых действиях не производятся не только при исключении военнослужащих из списков личного состава воинских частей, но и в течение длительного периода после увольнения с военной службы. Например, в/ч 61896 не были произведены денежные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях за 114 дней (в период с декабря 1999 года по апрель 2000 года военнослужащему К.). Денежные средства ему были перечислены только в апреле 2001 года, то есть через один год после увольнения с военной службы и лишь после соответствующего обращения уполномоченного по правам человека.
Военной прокуратурой Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы России в феврале 2001 года в в/ч 2132 было обнаружено более 80 миллионов рублей, выделенных для выплат за участие в боевых действиях, которые хранились с 25 декабря 2000 года в кассе воинской части и без каких-либо объективных причин военнослужащим не выдавались.
На основании обращений уполномоченного приказом министра обороны РФ привлечены к дисциплинарной ответственности ряд должностных лиц 58-й армии и воинских частей, входящих в состав Объединенной группировки войск.
По состоянию на 1 января 2001 года в России проживали свыше 750 тысяч инвалидов военной службы, включая более 450 тысяч инвалидов Великой Отечественной войны, около 70 тысяч раненых и получивших увечья в ходе боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Таджикистан. Только в Минобороны России на пенсионном обеспечении состоит более 65 тысяч семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Однако права указанных лиц на страховое обеспечение в отдельных случаях нарушаются.
Наиболее часто с нарушением установленных правил в Военно-страховую компанию (ВСК) поступали документы, оформленные военными комиссариатами, расположенными на территории Московского, Приволжского и Сибирского военных округов. Например, вопреки требованиям законов, по вине должностных лиц в в/ч 21005 не были подготовлены и направлены в ВСК материалы на 51 военнослужащего, погибшего и раненного в Чечне. Выявлены нарушения и в в/ч 21617, где не были подготовлены и направлены в ВСК материалы на 132 погибших в Чеченской Республике. Подобные нарушения имеются и во многих других воинских частях.
По вине командования в/ч 3642 в течение 6 лет не выплачивалось единовременное пособие бывшему военнослужащему Г., получившему тяжелое ранение в ходе боевых действий в Чечне в мае 1995 года. Только в 2001 году при обращении уполномоченного данное нарушение было устранено. В этой же части из 325 военнослужащих, получивших ранения и контузии и имеющих право на получение страховых выплат, документы были оформлены только на 154 человек.

Реклама