Известия, № 32, 21 февраля
Андрей Лебедев, Дмитрий Литовкин. Статья. Анатолий Гребенюк: За 10 лет проблему бесквартирных офицеров можно решить. Стр. 6
Минобороны подготовило совместно с Минфином новую программу обеспечения военнослужащих жильем. Параметры накопительной системы в ближайший месяц должны быть внесены в правительство, затем - утверждены Госдумой. Об этом сообщил замминистра обороны Анатолий ГРЕБЕНЮК, отвечающий за строительство жилья для военнослужащих.
На лицевом счете офицера будет накапливаться сумма
- Итак, основные параметры новой накопительной системы согласованы с Минфином. Каковы они и каковы дальнейшие действия по этой программе?
- Первое. Мы решили, что нужно делать программу накопления не обязательств государства, а все-таки денежных средств. Это было принципиальное разногласие с финансовым ведомством. Первоначально думали копить не деньги, а как бы обязательства, а уже в конце службы государство конвертирует их в деньги и выдает офицеру. Решили: денежные средства накапливаются на лицевом счете офицера. Второе разногласие было, как начислять средства: делать уравниловку для всех офицеров или вводить систему бонусов. Один офицер плавает на подлодке, другой летает на бомбардировщике, третий служит в горячей точке, а четвертый - в тыловом подразделении под Москвой.
- Что решили - бонусы?
- Да. Будет дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих. Система отработана, просто теперь она будет применяться и в накопительной системе жилья.
- Как, кем и где будут открываться лицевые счета офицерам?
- Мы разработали карточку офицера. Каждый год мы будем сообщать Министерству финансов сумму, которую за год следует зачислить человеку на его лицевой счет. А всю программу накопления будет вести специальная уполномоченная организация, деятельность которой регламентируют законом.
- Вы все же решили создавать специальную структуру.
- Не мы - правительство будет создавать. Минобороны участвует, как и другие силовые структуры. Деньгами также будет распоряжаться правительство.
- То есть накопительную систему распространят не только на Минобороны, но и на весь силовой блок?
- Да, так и будет. Просто нам дали некоторый приоритет, потому что у нас серьезно проработаны различные жилищные программы и, кроме того, квартирный вопрос стоит очень остро. Мы вместе с Центром стратегических разработок и комиссией под руководством замглавы администрации президента Игоря Шувалова прорабатывали эту программу.
- Определены ли основные параметры управляющей компании? Каков будет ее статус, форма собственности?
- Это еще дорабатывается совместной комиссией, но принципиальные вопросы, которые были особенно важны Министерству обороны, решены. Далее должны быть приняты закон и другие нормативные правовые акты, которые дадут старт программе. Затем - доработка, включая определение правового статуса фонда. Решено сделать эту структуру фондом.
- Когда вы ожидаете появления первых документов?
- Мы надеемся, что в ближайшее время состоится обсуждение этой темы в правительстве, а в Думу необходимые законопроекты будут внесены во II квартале этого года.
- Вы сказали, МО будет каждый год предоставлять Минфину сумму, которую нужно зачислить на счет каждого офицера. Это огромная учетная работа. Минобороны располагает средствами, чтобы отслеживать все "квартирные" ситуации миллиона с лишним военнослужащих?
- В эту программу попадет не миллион военнослужащих. У нас три категории военнослужащих. Первая - те, которые увольняются и с которыми необходимо рассчитаться по обязательствам государства, то есть предоставить жилье. Вторая - те, которые начали служить после 1998 года. Их мы должны обеспечить служебным жильем. Наконец, третья категория - молодые ребята, которые служат с 2003 года. Именно третья категория подпадет под накопительную систему. Первые накопления на их счета должны быть сделаны уже в 2005 году. Это около 20-30 тысяч человек. Наши возможности позволяют вести полный их учет.
- Какие суммы должны быть заложены в бюджет будущего года на эту программу?
- 728 млн рублей для Минобороны, которые пойдут строго на накопительные счета.
- Не обсуждается ли вариант, при котором не только государство, но и сами военнослужащие - уже непосредственно из зарплаты - будут отчислять на свой счет деньги?
- Личные накопления офицеров будут приветствоваться и поощряться.
- Но исключительно на уровне рекомендаций?
- Да, офицер сам будет решать, хочет и может ли он добавлять на свой счет деньги. Один человек служит, скажем, в Новосибирске, где накопительный счет может быть увязан с ипотечным кредитом, а другой - в закрытом военгородке, где никакой ипотеки нет, только фонд служебного жилья.
- А как это связано с ипотекой?
- Мы считаем, что нужно попытаться совместить программы - накопительную и ипотечную. Мы будем предлагать ввести на последнем курсе всех наших вузов специальные часы по правовому обучению. Чтобы офицер мог грамотно участвовать в ипотеке. Скажем, человек может взять кредит в банке, приобрести жилье, а рассчитываться как раз за счет накоплений на своем лицевом счете.
- В связи с принятием новой системы потребуется много законодательных инициатив. Будете ли вы параллельно с этими новациями предлагать законопроекты, ужесточающие или, наоборот, смягчающие получение жилья? Сегодня многие военные говорят: квартиру можно получить, только уволившись. Подаешь в суд, обычно Минобороны его проигрывает, а дальше - исполнение решения. Вас, наверное, это не устраивает?
- Не так. Это уже все закончилось. Прежде всего сокращения, которые и повлекли массу требований предоставить жилье, в основном завершены. Далее армия просто выполняет свои обязательства перед офицером-контрактником.
Качество наших домов не хуже качества гражданских
- Из многих регионов идут жалобы на качество строящегося жилья. Реакция на жалобы, как правило, отсутствует. К кому люди могут обращаться, если жилье построено вами?
- Я не получал за последний год ни одной жалобы. Если вам известны такие факты, передайте мне материалы, мы разберемся. Устно некоторые офицеры жаловались. В Москве, например, на протечку швов в панельных домах. Выезжали комиссии, недостатки устранили. Этой зимой на весь отопительный сезон мы организовали "горячую линию". В Москве работает телефон (095 296-20-68), принимает звонки со всей страны. Я сам звонил, линия действует, мне регулярно приносят журнал, где зафиксированы все жалобы. Стараемся тут же на них реагировать.
Теперь что касается качества строительства. Есть госэкспертиза, которая следит за проектными работами, есть инспекция государственного архитектурного строительного надзора. У нас самих ко всем объектам высочайшие требования, мы строили объекты, аналогов которым нет в мире, - например, Байконур.
- Да, но это все же не жилье.
- Сегодня качество наших жилых домов не хуже тех, что строят гражданские. Мне на днях звонил Николай Павлович Кошман (глава Госстроя РФ. - "Известия"), просил порекомендовать несколько офицеров на ответственные должности в Госстрое. Каждый год мы объявляем лучший по качеству жилья округ или флот. В марте проведем сборы, где снова определим лучшее и худшее качество. Будем разбирать ошибки, где просчеты, где брак. Так что спрос жесткий.
- А есть мнение, что жилье строят солдаты-срочники...
- Где?! Сегодня военные строители почти ничего не строят. Мы вынуждены привлекать к строительству солдат срочной службы, имеющих строительные специальности, только в регионах, где мало гражданского персонала, - например, в Сибири.
Муниципалитетам дома передаются вместе с дотациями
- В военном бюджете этого года уменьшено финансирование на строительство жилья. Отразилось это уже или отразится в ближайшее время на объемах строительства?
- В 2003 году военные получили 23 660 квартир (см. диаграмму 1. - "Известия"). В этом году ожидаем 23 708.
- То есть даже больше. За счет чего это будет возможно?
- Меняется структура финансирования. Растет доля инвестиционных контрактов (см. диаграмму 2. - "Известия"). Что под этим подразумевается? Недвижимое имущество Минобороны - земля, постройки в военгородках - вовлекается в хозяйственный оборот, привлекаются инвестиции, и мы получаем от 30 до 50% бесплатного жилья.
- То есть, грубо говоря, вы отдаете землю под застройку?
- Мы включаем землю и постройки на ней, которые не используются, в оборот, проводим конкурс, находим инвесторов, инвестор вкладывает средства, строит жилье или офисные помещения, а за это бесплатно дает нам квартиры. Первый контракт прошел в октябре по Пермскому институту Ракетных войск стратегического назначения. Институт расформирован - фонды остались, нашелся инвестор, и он передает нам 420 квартир.
- Мировая практика: на строительстве от 10 до 30% средств уходят... скажем так, не на квартиры. Как отбираются строительные фирмы, подрядчики, поставщики?
- Мы привлекаем структуры, которые нам помогают уйти от закрытости, в комиссию входят представители Главной военной прокуратуры, контрразведки, Генштаба. Когда был конкурс по Перми, были представители Минимущества. Минобороны было представлено разными структурами...
... чтобы не договорились?
- Да, создаем структуру, чтобы не было сговора. В прошлом году была окончательно сформирована правовая база подобных конкурсов, объявления о них печатаются в прессе, мы привлекаем для экспертизы проекта независимых оценщиков.
- Что они оценивают?
- Есть уровень рентабельности - 15%. Но у фирм есть тысячи уловок, как поднять прибыль до 50% и выше. Когда мы делаем оценку объекта, смотрим, чтобы уровень прибыли был не выше 15%. Это нормативы Госстроя.
- Но мы же прекрасно знаем, что происходит в строительном секторе: разница между себестоимостью и продажной ценой иногда составляет 3-5 раз, и ничего вы с этим не сделаете. Может, вместо этого вам нужно просто увеличить коммерческий сегмент?
- Нет, потому что через 3-4 года инвестиционная составляющая уйдет. Сейчас мы оптимизируем структуру: сначала привели в соответствие с возможностями и потребностями численность Вооруженных сил, теперь проводим ревизию фондов, чтобы лишнее не содержать. Жилье передаем на баланс муниципалитетов, выполняя указание избавляться от несвойственных армии функций. В прошлом году передали 2,5 тыс. жилых домов, а в этом передадим еще 11,5 тыс.
- По поводу передачи жилья на баланс муниципалитетов было много недовольства. Жилой фонд в плохом состоянии, а передача не подкрепляется ни ремонтом, ни техникой, ни деньгами.
- Дома в разном состоянии. Я могу вам показать, какие дома мы сегодня передаем в Кировской области, в этом году передадим в Пермской. Они простоят до 2100 года!
- А те, что все-таки не простоят?
- Минфин выделяет дотации местным властям на содержание и ремонт этого фонда. Мы представляем расчеты в Минфин, затем вместе с главой администрации доказываем, сколько нужно дотаций. В некоторых субъектах дома передали, но эту зиму их пришлось содержать нам, например, на Камчатке. Именно потому, что решение было принято лишь в конце года и дотации уже нельзя было включить в утвержденный бюджет. Но в бюджете 2005 года это будет заложено. К концу 2004 года мы планируем передать муниципалитетам 45-48% нашего жилого фонда.
- Себе Минобороны что-то собирается оставить?
- Только жилье в закрытых городках, которое переведено в разряд служебного.
- По поводу служебного жилья МО само приводило цифры: потребности оцениваются в 4 раза выше того, что есть, - 480 тыс. кв. м, имеется только 120 тыс.
- Уже 146 тыс. Что будем делать? Первое. Инвентаризация и перевод неслужебного жилья в служебное. Сейчас мы с Минфином прорабатываем вопрос увеличения средств на создание служебного фонда. Это и увеличение средств, выделяемых на государственные жилищные сертификаты (ГЖС), чтобы люди быстрее получали сертификаты, покупали квартиры и уезжали, и новое строительство, и т.д. К концу года мы должны выйти на 168 тыс. кв.м.
Офицеры, нуждающиеся в жилье, учтены поименно
- Как полагаете, государственные жилищные сертификаты, о которых вы уже упомянули, как схема еще эффективны или нужен инструмент, более адекватный рыночным условиям?
- Схема эффективна, но она немного ущербна для офицеров. Сейчас мы ее дорабатываем. Мы хотим сократить срок регистрации сертификата до 2 месяцев. Сегодня рынок жилья это позволяет. Кроме того, офицера, получающего ГЖС, мы снабжаем информацией о том, что, где и по какой цене можно купить. Второе - стоимость ГЖС. Мы считаем, что пора ее уравнять для всех регионов, не выделяя отдельно Москву. Иначе знаете, что получается? На покупку 3-комнатной квартиры, например, в Воронеже офицер получает дотацию около 600 тыс. рублей. А на покупку квартиры в Москве - 1,2-1,3 млн рублей. Он покупает более дешевую квартиру, может быть, даже не в Москве, и еще получает доход. Я считаю, это неправильно.
- Личный вопрос: где вы сами живете?
- На Рублевке. Квартира у меня 105 кв.м. Но семья большая.
- Как вы отслеживаете ситуации с приобретением квартир, о которых вы сказали?
- У нас сегодня все офицеры, нуждающиеся в жилье, учтены поименно. С 1997 года через компьютер прошло 380 тыс. человек. За год, кстати, число бесквартирных офицеров у нас уменьшилось на 5783 человека. На 1 января 2003 года было 170 464 человека, сегодня - 164 681.
- Но если вы каждый год получаете по 23 тысячи квартир, то почему очередь уменьшилась только на 5 тысяч?
- Но в армию-то каждый год новые офицеры приходят! Из армии каждый год планово увольняется примерно 25 тыс. человек, и примерно столько же приходит. Часть увольняющихся - без квартир, и их нужно обеспечить жильем. Часть поступающих на службу тоже становятся в очередь на получение жилья. Но количество тех, кому нужно служебное жилье, долго не менялось, а в этом году - в связи с новыми программами - чуть снизилось. Я думаю, если обеспечение ресурсами будет идти, как запланировано, то к 2015 году проблему бесквартирных офицеров можно будет решить. 10 лет - не такой уж большой срок.
Ежегодно правительство будет определять с учетом инфляции размер начислений на именной накопительный счет военнослужащего. Сегодня эти начисления могли бы составить 25-30 тыс. рублей в год. Право на получение накоплений предоставляется военнослужащим, являющимся участниками накопительной системы и прослужившим 20 и более лет, а также тем, кто увольняется с выслугой 10 и более лет по уважительным основаниям.