Независимая газета, № 175
Михаил Ходаренок. Статья. На грани разложения. Стр. 2
ОБЩЕИЗВЕСТНО, что разложение русской армии во многом предопределило крах Российского государства в 1917 г. и фактическое поражение России в Первой мировой войне. И, наоборот, драконовские меры, принятые в том же 1917 г. во Франции против полков, взбунтовавшихся после неудачного апрельского наступления, позволили укрепить дисциплину в армии и в конце концов поставить в ноябре 1918 г. Германию на колени. Эти и множество других примеров свидетельствуют о более чем заметной корреляции между состоянием воинской дисциплины в вооруженных силах и общей безопасностью любой страны.
Казалось бы, укрепление уставного порядка в армии и на флоте должно находиться под неусыпным контролем руководства Российской Федерации и Вооруженных сил РФ. Однако внутренняя жизнь частей и соединений нашей армии продолжает последовательно и неуклонно ухудшаться. Пребывание в казарме для молодых людей, призываемых на действительную службу, превратилось в нескончаемую цепь издевательств и в целом бессмысленное с точки зрения интересов обороноспособности страны времяпрепровождение, а приказ начальника давно уже не закон для подчиненного. Более того, повестка из военкомата - "явиться..." - в подавляющем
большинстве семей призывников по своему смыслу и содержанию стремительно приближается к "похоронке". Полки и батальоны "уклонистов" в каждом из российских регионов - своеобразный ответ на все происходящее за воротами воинских частей. Число этих своеобразных "протестантов" продолжает стремительно расти, особенно в крупных городах, и вполне возможно, что для поимки беглецов скоро будут привлекаться силы, сопоставимые с их численностью.Состояние Российской армии - давно не предмет восхищения и зависти за рубежом, тем более - не основание для гордости граждан своей собственной страны. Однако на фоне столь унизительной картины для общего престижа государства руководители страны и ВС с недавних пор перестали проявлять заботу об укреплении воинской дисциплины даже на словах, как это было в советские времена, когда набор лозунгов об укреплении порядка в армии периодически озвучивался с трибун различных форумов и был обязательным в лексиконе едва ли не каждого "видного партийного и государственного деятеля".
Правда, нельзя не отметить, что в действительном состоянии правопорядка в армии и на флоте разобраться достаточно трудно, поскольку вся статистика по происшествиям и преступлениям в Вооруженных силах засекречена. Однако не будет большим преувеличением сказать, что людские потери Вооруженных сил СССР и России от "неуставщины", нарушений правил техники безопасности и беспрерывных "караульных" расстрелов за пять последних десятилетий намного превышают урон, понесенный нашими ВС во всех войнах и конфликтах второй половины XX столетия.
Многие эксперты считают, что предел, после которого состояние воинской дисциплины в армии представляет угрозу для здоровья всего государственного организма, уже перейден. Каковы же причины подобного состояния дел? Перечислим только основные.
Во-первых, в течение последнего времени практически по всем показателям неуклонно ухудшается качество призывного контингента. Подчас складывается впечатление, что у государства утрачен инстинкт самосохранения и законодательная и исполнительная власть делают все, чтобы в армию и на флот попадали молодые люди, которым оружие нельзя вручать по определению.
Во-вторых, в Российской армии отсутствует сержантский (унтер-офицерский) состав в общемировом значении этого термина. Справедливости ради отметим, что не было его и в армии Советской. "Класс" младших командиров - костяк любых вооруженных сил - так и не появился в ВС РФ. И в этом ракурсе Российская армия представляет собой уникальную организацию, где исполнитель более или менее ответственного поручения начинается с воинского звания майор. Роковая ошибка советской военной системы, оплаченная потоками крови в войнах и исковерканными дедовщиной душами молодых людей, не исправлена и по сей день.
В-третьих, по сути, у нас нет "приводного ремня" для укрепления порядка в армии. В настоящее время Дисциплинарный устав ВС России представляет собой свод заклинаний о важности поддержания крепкой воинской дисциплины, ее сознательного характера - и не более того. На практике он не позволяет ни действенно поощрить солдата, ни его наказать. Собрание оторванных от жизни абстрактных формул, рассчитанных на какой-то идеальный воинский контингент и на условия службы, которые не имеют ничего общего с суровой действительностью современной российской казармы - вот что такое Дисциплинарный устав сегодня. Более того, многие его положения принципиально не могут быть реализованы в сегодняшней дисциплинарной практике.
Наконец, к числу серьезнейших упущений российского руководства относится отсутствие набора дисциплинарных правил, немедленно вводимого в так называемый особый период - в частности, с началом общей (частичной) мобилизации или в районах военных действий. Российская армия, воюющая в многочисленных горячих точках, пользуется нормами дисциплинарного устава мирного времени
- "два наряда вне очереди".В свое время Сталину потребовался целый год Великой Отечественной войны, чтобы в июле 1942 г. со всей отчетливостью понять - слабая дисциплина может погубить Красную Армию и страну. "Нельзя терпеть дальше, - строго указал войскам Верховный главнокомандующий в своем знаменитом приказе # 227, - чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу". Сталин обязал командиров и комиссаров "расстреливать на месте паникеров и трусов и тем самым помочь честным бойцам выполнить свой долг перед Родиной". Но ведь и сейчас в воинских коллективах зачастую всего лишь несколько негодяев терроризируют своих сослуживцев, оставаясь абсолютно безнаказанными и тем самым еще более разлагая и без того ослабевшую воинскую спайку. Сталинская формула верна в главном и доныне - надо помочь честным российским солдатам.
Однако сегодня отдельные руководители Вооруженных сил собираются вести борьбу за воинскую дисциплину какими-то совершенно фантастическими способами. В частности, в последнее время звучит много сожалений в связи с ликвидацией института политработников в 1991 г. Однако подчеркнем, что "комиссары" созданием параллельной структуры власти, пресловутой опорой на общественные организации и "борьбой за души солдат" внесли более чем значительный вклад в разложение дисциплины в частях и соединениях.
Существует мнение, что укреплению правопорядка в войсках серьезную поддержку оказали бы психологи и юристы, дополнительно введенные в штат соединений и частей. В какой-то степени это, может быть, и верно, однако суровый Дисциплинарный устав и дисциплинарное подразделение для негодяев будут гораздо эффективнее легиона воспитателей. Любители покопаться в солдатской душе (как правило,
не имеющие опыта командной работы) должны отчетливо представлять себе, что Вооруженные силы получают уже сформировавшегося молодого человека, оказать на которого нужное влияние может только действенная система поощрений и наказаний, а не проникновенные беседы с бывшими замполитами, наскоро переквалифицированными в "воспитателей" и "психологов". Не принесет положительного результата и пропагандируемая теперь опора на так называемых неформальных лидеров в казарме. Эти веяния (фактически представляющие собой плохо замаскированный призыв к сотрудничеству с дедами), генерируемые в основном бывшими политработниками, приведут только к дальнейшей дискредитации младшего командного состава Вооруженных сил и послужат причиной очередного всплеска казарменного хулиганства и издевательств над новобранцами.Что надо сделать для наведения порядка в армии, в целом общеизвестно: ввести в действие новый пакет нормативных документов по укреплению воинской дисциплины для мирного и военного времени, расширить права командного состава, возродить в армии младший командный состав, ужесточить отбор на действительную военную службу, радикально изменить систему учета дисциплины (способствующую в настоящее время сокрытию преступлений), повысить престиж офицерского и сержантского состава
в обществе. Однако реально в этих направлениях в государстве и Вооруженных силах практически ничего не делается. Возникает вопрос - почему?