Коммерсант, № 104
Сюзанна Фаризова. Статья. “Они просто хотят заткнуть дыры”. Стр. 3
Госдума вчера приняла во втором чтении законопроект "Об альтернативной гражданской службе", внесенный президентом. Обсуждение началось и завершилось скандалом: правительство, по мнению комитета по законодательству, обмануло всю Госдуму.
Докладчик, член комитета по законодательству Александр Баранников (СПС) начал как и положено:
– Комитет доработал проект... Мы его улучшили...
Но ровную речь депутата прервал министр труда и социальной политики Александр Починок:
– Правительство предлагает вынести ряд поправок на отдельное голосование.
"Ряд поправок" насчитывал 70 статей, половина из которых касалась сокращения срока альтернативной службы и ее прохождения преимущественно по месту жительства. То есть тех положений, по которым, по словам депутата Баранникова, с правительством удалось договориться заранее.
– Чем же занимался комитет, если он не согласовал закон? – поразился Валерий Дорогин ("Регионы России").
– Отвечаю,– вступился за родное глава комитета по законодательству Павел Крашенинников (СПС).– Мы работали с правительством. Правительство! – аукнул депутат.– Помашите головой!
Правительство не помахало.
– Ну, цирк,– веселился Петр Романов (КПРФ),– ну разберитесь же, перенесите закон на другой день...
– Это что-то в течение последних десяти дней произошло,– размышлял вслух Владимир Лысенко ("Регионы России").– Я думаю, Минобороны и Генштаб попали к президенту и убедили его, что закон нам не нужен.
Приступили к голосованию поправок, касающихся службы призывников в гражданских организациях.
– Они просто хотят заткнуть дыры,– убеждал палату Валерий Дорогин, выступавший против того, чтобы граждане служили "на гражданке".– Они будут выполнять роль рабов – получать мало, а требовать с них будут много.
– Не можешь держать оружие в руках? – обращался с ответом докладчик Баранников.– Хорошо! Иди держи сварочный аппарат. Понимаете, есть люди, которые по своим убеждениям, вероисповеданиям не могут работать на военные организации.
– Вообще, я так понимаю, у нас две дороги,– обратился к Думе депутат Крашенинников.– Насовать в закон как можно больше барьеров. Или... Я обращаюсь ко всем – и к "Единству", и к "Отечеству"... У вас же есть дети! Зачем же городить такой частокол!?
Слово взял Василий Шандыбин (КПРФ):
– Русские в состоянии служить и два, и три года... И в военно-морском флоте, и в авиации... И доказать и НАТО, и всяким Немцовым, от которых как раз и надо защищать русскую нацию, как можно служить.
– От кого нужно защищать русскую нацию, так это от таких Шандыбиных,– заступился за лидера СПС его заместитель Борис Надеждин.
Председательствующий Георгий Боос (ОВР) вовремя прервал перепалку, после чего перешли к спорам о сроках службы.
– Альтернативная гражданская служба не должна быть наказанием для тех, кто не может служить с оружием в руках,– переживал Владимир Буткеев ("Регионы России").– Основную нагрузку в армии должны нести профессиональные военные.
– Да, но я, например, против сроков, предложенных комитетом,– не выдерживал представитель президента в Думе Александр Котенков.
В то время как представитель президента озвучивал свою позицию, представитель правительства Андрей Логинов беседовал по "вертушке". Палата наблюдала, пропуская голосование за голосованием. В какой-то момент дошло до абсурда: на протяжении получаса голосовали всего три депутата.
– Мы снимаем свою поправку о том, чтобы закон вступил в силу в июле 2003 года, а не 1 января 2004 года,– продолжал работать депутат Надеждин.– Мы думали, когда вносили, что закон будет хороший. Но теперь – чем закон позже вступит в силу, тем лучше.
Потом поспорили на тему, можно ли гражданину служить и параллельно заниматься предпринимательством. Комитет говорил – да, министр Починок отвечал – нет. Послушались министра. Потом приняли поправку центристов, согласно которой альтернативщики "как правило" будут служить за пределами территории, на которой проживают, но не четыре года, как предполагалось изначально, а три с половиной.
– Мы получим отказников, которые не захотят служить в качестве гражданского персонала в военных организациях,– все еще надеялся докладчик Баранников. Как выяснилось, зря.
– У нас сегодня трудовой порыв,– пробовал шутить Георгий Боос уже почти в десять вечера.– Я даже не помню случая, когда мы в такое время собирались в таком количестве.
В итоге законопроект был принят практически в варианте первого чтения.
История вопроса
Вопрос о введении в России альтернативной гражданской службы обсуждается с 12 декабря 1993 года, со дня принятия новой Конституции. В статье 59 наряду с обязанностью гражданина защищать Родину записано право на прохождение альтернативной гражданской службы, если его религиозным или иным убеждениям противоречит несение военной. Проект закона "Об альтернативной гражданской службе" был принят в первом чтении Госдумой первого созыва в декабре 1994 года. Однако во втором чтении документ так и не был одобрен: в результате борьбы между сторонниками мягкого и жесткого подхода к альтернативной службе на рассмотрение палаты был вынесен мягкий вариант, который левая Дума второго созыва отклонила.
Тем временем суды занимались разбором исков военных комиссариатов и не желающих служить призывников. Военкомы требовали привлекать к уголовной ответственности уклонистов, заявлявших о невозможности прохождения ими военной службы, на том основании, что закона об АГС не существует. Призывники же настаивали на том, что Конституция имеет прямое действие и наличие или отсутствие закона не может влиять на реализацию гражданами их прав. В прошлом году мэрия Нижнего Новгорода решила в порядке эксперимента сформировать в местной горбольнице отряд из призывников, которым местная призывная комиссия разрешила заменить военную службу альтернативной.
Военные тут же заявили о незаконности эксперимента и пообещали призвать экспериментаторов в армию. В середине февраля их поддержал и нижегородский облсуд, который признал действия мэрии не соответствующими законодательству.Сразу несколько законопроектов об альтернативной службе были разработаны в 2000-2001 годах депутатами Госдумы нынешнего созыва. Однако в начале 2002 года правительство разработало и внесло в парламент свой проект. Взяв за основу законопроект, разработанный Генштабом и Минтруда под руководством вице-премьеров Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко, правительство несколько скорректировало наиболее жесткие положения военного проекта, и в феврале законопроект был одобрен для внесения в Госдуму. В апреле этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении.
Армия на откуп
Молодых членов фракции СПС в Госдуме продолжает волновать судьба российских солдат. Перед рассмотрением закона об альтернативной службе во втором чтении депутаты Владимир Семенов и Владимир Коптев-Дворников внесли поправки в законопроекты "О воинской обязанности и военной службе" и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которыми каждый сможет легально откупиться от армии. "Генштаб, по сути, издевается над нашими детьми",– заявил депутат Семенов
и предложил разрешить призывникам платить определенную сумму для откупа, которая пойдет в бюджет Министерства обороны. Таким образом депутаты предлагают бороться с коррупцией в военкоматах. По мнению депутата Семенова, "богатые буратины" и так платят, а теперь их взятки будут легально попадать в бюджет армии. Размер "сбора" должен быть эквивалентен оплате труда военнослужащего по контракту. По расчетам господина Семенова, это составит около $900 в год. При этом каждого, заплатившего "сбор", будут отправлять сразу в запас. На успех своего начинания депутаты особо не рассчитывают, да и руководство СПС инициативу своих молодых членов пока не поддержало.
Кто чего добивался
Предмет спора |
Позиция военных и сторонников жесткого варианта |
Позиция правозащитников и сторонников мягкого варианта |
Что решено |
Кто имеет право на |
Альтернативщики должны |
Замена военной службы на |
Желающий проходить альтернативную |
замену военной службы |
доказывать |
альтернативную должна |
службу должен направить в |
альтернативной |
несовместимость их |
носить заявительный |
военкомат соответствующее |
убеждений с прохождением |
характер |
заявление, приложив к нему |
|
военной службы |
автобиографию и характеристику с |
||
места работы или учебы, затем |
|||
явиться на медицинское |
|||
освидетельствование и на заседание |
|||
призывной комиссии (комиссия не |
|||
вправе рассматривать вопрос об АГС |
|||
в отсутствие призывника). Чтобы |
|||
отправиться на альтернативную |
|||
службу, призывнику необходимо |
|||
набрать более половины голосов |
|||
членов призывной комиссии. |
|||
Отказать в направлении на АГС |
|||
призывная комиссия может не только |
|||
в том случае, если призывник не |
|||
сумел обосновать такую |
|||
необходимость, но и если гражданин |
|||
нарушил сроки или порядок подачи |
|||
заявления, если в заявлении и |
|||
прилагаемых к нему документах |
|||
обнаружатся ложные сведения, если |
|||
гражданин дважды вызывался на |
|||
заседание призывной комиссии и не |
|||
явился без уважительной причины, а |
|||
также если гражданину была |
|||
предоставлена возможность |
|||
прохождения альтернативной |
|||
гражданской службы и он от нее |
|||
уклонился |
|||
Место прохождения |
Экстерриториальный, |
По месту жительства |
Проходить альтернативную службу |
альтернативной службы |
прохождение |
призывника, прохождение |
призывники будут "на территории, |
альтернативной службы |
альтернативной службы |
где они постоянно проживают, либо |
|
должно быть организовано |
должно осуществляться |
за ее пределами". Гражданин может |
|
в военизированных |
только в гражданских |
быть направлен на АГС как на |
|
организациях и воинских |
учреждениях и |
гражданский, так и на военный |
|
частях на должностях, не |
организациях |
объект, но "при определении места |
|
связанных с применением |
прохождения гражданином АГС |
||
оружия |
учитываются его образование, |
||
специальность, квалификация, опыт |
|||
предыдущей работы, состояние |
|||
здоровья, а также потребность |
|||
организаций в трудовых ресурсах". |
|||
Однако "местом прохождения АГС, |
|||
как правило, не может быть |
|||
определена организация, где |
|||
гражданин работал до направления |
|||
на указанную службу" |
|||
Срок альтернативной |
Вдвое больше срока |
Срок альтернативной |
Срок альтернативной службы на |
службы |
военной службы по |
службы должен быть равен |
гражданских объектах составляет |
призыву, который |
сроку военной или |
два года для лиц с высшим |
|
составляет один год для |
превышать ее не более |
образованием и три с половиной – |
|
лиц с высшим |
чем в полтора раза |
для всех остальных. Срок |
|
образованием и два года |
альтернативной службы в воинских |
||
для всех остальных |
частях составляет полтора и три |
||
года соответственно. В срок АГС не |
|||
засчитываются прогулы, в том числе |
|||
отсутствие на рабочем месте без |
|||
уважительных причин более четырех |
|||
часов подряд в течение рабочего |
|||
дня, время нахождения в |
|||
дополнительных отпусках, |
|||
предоставляемых обучающимся в |
|||
образовательных учреждениях, и |
|||
время отбывания уголовного или |
|||
административного наказания в виде |
|||
ареста |