Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 6
А.П. Платонов. Статья. Проблемы кадрового обеспечения управления войсками. Стр. 4
Доклад доктора военных наук профессора А.П. Платонова на конференции Академии военных наук
Совершенствование системы военного управления невозможно без совершенствования системы военного образования. В последнее время отмечается повышенное внимание к проблемам военного образования, начиная с совещаний в Министерстве обороны и кончая дискуссиями в военной печати по вечным вопросам: чему учить и как учить?
И это не случайно. Практика повседневной и боевой деятельности войск свидетельствует о снижении уровня профессиональной подготовки выпускников вузов, и прежде всего в приобретении практических навыков в управлении войсками. И это несмотря на то, что военные академии, университеты и институты перешли на подготовку специалистов в области управления.
Конечно, можно говорить об объективных причинах, обусловленных общей социально-экономической обстановкой в стране. Так, за последние десять лет практически прекратилась модернизация учебно-материальной базы; не обновляются парки вооружения и военной техники; устарели библиотечные фонды; не идет информатизация образовательного процесса; сократились или вовсе отменены практики и стажировки; продолжается отток из вузов молодых и перспективных ученых. Все это так. И без решения экономических проблем и возрождения статуса военного ученого и педагога любая реформа военного образования будет "буксовать", чему мы являемся свидетелями.
Но сейчас хочется сказать о других причинах, устранение которых возможно силами Министерства обороны, Управления военного образования и военной науки. И такой причиной прежде всего является отсутствие методического аппарата по обоснованию как квалификационных требований к специалистам, так и содержания и объемов их подготовки.
С 2002 года вузы начали подготовку офицеров в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОС). Эти документы являются неотъемлемой частью кадрового заказа и должны разрабатываться соответствующими аппаратами главного командования и командования видами и родами ВС. На практике ввиду отсутствия соответствующих методик эта работа была перепоручена вузам, причем в очень сжатые сроки и при отсутствии каких-либо методических рекомендаций.
В результате требуемые уровни обученности и минимумы содержания дисциплин ГОС были сформированы по действующим учебным программам. По сути, ГОС закрепили существовавшие уровни и содержание подготовки, сложившиеся еще до военной реформы без обоснованного учета повседневной практики, боевого опыта и строительства ВС.
Но самое пагубное - объемы часов на изучение учебных дисциплин были определены не из условия необходимого и достаточного времени для достижения требуемых уровней обученности, а исходя из директивно установленных сроков обучения - 2 года для офицеров с высшим военным образованием и 5 лет - с высшим военно-специальным образованием. Как при определении квалификационных требований, так и при определении сроков обучения присутствует субъективное начало, а не научно-методический аппарат.
И это, на наш взгляд, является главной причиной снижения уровня профессиональной подготовки офицеров, так как сегодня нельзя сказать, что содержание и сроки обучения отвечают требованиям повседневной и боевой деятельности войск.
Особенно тяжелое положение сложилось с подготовкой курсантов. О недостаточных командно-методических навыках выпускников военных училищ стали говорить сразу после начала подготовки по двойным специальностям: военной и родственной ей гражданской с квалификацией "инженер". Хотя сразу было понятно, что невозможно за добавленные два года подготовить инженера. Выходили из положения, срезая до минимума объемы военных и общеинженерных дисциплин. В результате выпускался недоученный офицер и мнимый инженер.
Положение еще более обострилось с введением ГОС, которые жестко отводят 70% учебного времени на обязательные дисциплины для получения квалификации "инженер". Бюджет военно-специальных дисциплин формируется по остаточному принципу, что привело к резкому падению уровня военно-профессиональной подготовки выпускников. Так, объем военно-специальных дисциплин по сравнению со средними военными училищами сократился в 1,5 раза.
Сейчас внесены изменения в федеральное законодательство, отменяющие необходимость обучения в военных вузах по гражданской специальности. Взамен введен Государственный стандарт по военной специальности "Управление персоналом" с четырехлетним сроком обучения курсантов командного профиля. Видимо, следует ожидать улучшения военно-профессиональной подготовки выпускников общевойсковых и танковых вузов, которые начали обучение по этому стандарту.
Однако остаются еще авиационные, ракетные, инженерные и другие наукоемкие специальности, которым нужна квалификация "инженер". А проблемы не только остаются, но и обостряются, поскольку в ГОС пятого поколения (с 2005 г.) требования Минобразования РФ к федеральному компоненту дисциплин будут еще ужесточены. А это вынудит либо еще больше сократить военно-профессиональную подготовку, что уже недопустимо, либо искать другие решения.
Одним из таких решений может быть переход на первичную подготовку всех офицеров командного профиля только по военным специальностям. Для этого должны быть разработаны соответствующие новые ГОС по подобию ныне введенной специальности "Управление персоналом". То есть, по сути, это будет возврат к бывшим средним военным училищам, только на высшем общем уровне. Подготовку военных специалистов с квалификацией "инженер" следует, как это было ранее, перенести в военные академии и университеты, где для этого существует соответствующая база. При этом следует обосновать оптимальный кадровый заказ на подготовку военных инженеров.
Особо хочется отметить низкую эффективность дополнительного образования на факультетах повышения квалификации. На обучение направляются случайные офицеры, лишь бы выполнить разнарядку. Получение дополнительного образования никак не влияет на дальнейший служебный рост.
На наш взгляд, необходимо всех перспективных офицеров, аттестованных на батальонное звено, направлять на конкурсной основе на батальонные курсы, а назначение проводить с учетом результатов обучения на этих курсах.
Предлагаемая схема подготовки офицеров позволит:
- уменьшить сроки подготовки офицеров для замещения первичных должностей;
- сохранить и расширить научные школы академий и университетов;
- предоставить перспективу и заинтересованность офицерам для дальнейшего образования и роста по службе.
Другим решением проблемы подготовки военных инженеров может быть оптимальная интеграция с гражданскими вузами. Эта интеграция, на наш взгляд, может идти путем использования сильных сторон гражданских вузов в подготовке по оборонным гражданским специальностям, а военных - по военным специальностям студентов военных факультетов. Например, военные учебные заведения могут проводить военно-профессиональный отбор всех абитуриентов, поступающих в гражданские вузы по установленным специальностям. На его основе формируются группы для подготовки офицеров кадра и запаса.
В дальнейшем учебные группы офицеров кадра проходят подготовку по общеинженерным и общепрофессиональным дисциплинам в гражданском вузе, а затем переводятся в военные, где осваивают курс военно-специальной подготовки. В свою очередь, учебные группы офицеров запаса проходят военную подготовку не на военных кафедрах, а в соответствующих военных вузах в форме семестровых (годовых) сборов или же по соответствующему расписанию занятий, если оба вуза располагаются в одном городе.
Такая организация подготовки офицеров инженерного профиля и офицеров запаса позволит: в полтора-два раза снизить экономические затраты за счет сокращения сроков обучения курсантов военных вузов; подготовка офицеров по двойным специальностям и офицеров запаса будет доведена до требуемого уровня; укрепятся научные школы военных вузов.
Конечно, этот вариант встретит сопротивление гражданских вузов, так как они лишатся бюджетных вливаний. Поэтому этот вопрос должен решаться на государственном уровне.
Возможны и другие решения. Ясно одно - следует остановиться в субъективной гонке реформы военного образования, детально проанализировать ее результаты, разработать научно-методические аппараты для обоснования кадрового заказа на подготовку военных специалистов и квалификационных требований к ним, а также методик для определения содержания и сроков подготовки, обеспечивающих достижение требуемых уровней подготовки. И уже после этого решать организационные вопросы: где, кого и кому учить.