Независимая газета, № 209

Владимир Георгиев, Салават Сулеманов. Статья. Голодный паек для человека с ружьем. Стр. 1,2

В редакцию "НГ" попал закрытый документ о военном бюджете

Редакции "НГ" стали известны данные, которые правительство засекретило при подготовке проекта госбюджета на 2003 г. В ходе обсуждения проекта документа в Госдуме депутаты были возмущены обилием в нем закрытых статей. Народные избранники посчитали ненормальным то, что чиновники исполнительной власти в угоду силовым структурам с маниакальным упорством отстаивают всеобъемлющую секретность бюджета. В результате становятся фактически неуязвимыми для оценки эффективности расходов и, следовательно, выведены из-под критики экспертов 15-16% денежных средств.

Видимо, учитывая настрой депутатов, вице-премьер Алексей Кудрин заявил в ходе слушаний о том, что правительство ко второму-третьему чтению проекта бюджета 2003 г. планирует рассекретить 65% бюджета по разделу "Национальная оборона". Он подчеркнул, что "правительство России готово к ситуации, когда такие большие суммы направляются на военные расходы, сделать эти суммы более открытыми и прозрачными".

Между тем "НГ" уже получила те статьи бюджета по разделу "Национальная оборона", которые правительство планирует рассекретить. В таблице 1 опубликованы некоторые из этих статей. Следует обратить внимание, что в ней представлены не все расходы военного ведомства, а лишь те, которые в первоначально высланном в Госдуму документе были засекречены.

Таблица 1.

Предложения правительства по дополнительному рассекречиванию расходов МО РФ на 2003 г.

п.п.

Наименование статьи

Сумма, руб.

1

Строительство и содержание ВС РФ

212485048,50

2

Ведомственные расходы на здравоохранение

2245421,50

3

Центральные органы военного управления:

- денежное довольствие военнослужащих

- денежное содержание гражданского персонала

1526516,90

1392200,00

134316,90

4

Обеспечение личного состава войск:

- денежное довольствие военнослужащих

- денежное содержание гражданского персонала

141075770,4

66227200,00

4197194,40

5

Продовольственное обеспечение военнослужащих

21166100,00

6

Вещевое обеспечение военнослужащих

4730490,00

7

Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск

55246544,10

8

Содержание, эксплуатация и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества

470874,90

9

Жилой фонд

435000,00

10

Расходы военных (специальных) образовательных учреждений

32864,20

11

Страховые гарантии военнослужащим

1137372,90

12

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих

908937,80

13

Единовременные пособия в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы

228435,10

14

Расходы по реформированию системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту

1200270,00

15

Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки

834800,00

16

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах

50000,00

Глядя на эти цифры, трудно понять, почему они не были представлены сразу. Тем более что в прошлые годы депутаты все равно получали их к четвертому чтению бюджета. Отметим, что в большинстве государств проект военного бюджета представляет собой толстую книгу (а в США - несколько пухлых томов). Так что пока говорить о наступлении эры открытости не приходится.

Официальные цифры по гособоронзаказу-2003 в Госдуму еще не представлены, однако, по сведениям источников "НГ", на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется израсходовать около 45,5 млрд. руб., на закупки техники немногим более 55 млрд. руб., на ремонт вооружения - чуть более 9 млрд. руб. Комментируя эти цифры, начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал-полковник Алексей Московский заявил: "Государство пока не полностью выполняет свои обязательства перед оборонно-промышленным комплексом страны". Он сообщил, что в ближайшее время планируется закупать лишь единичные образцы новейшего вооружения, а основные средства направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Возвращаясь к теме оборонного бюджета в целом, отметим, что уровень военных расходов останется прежним - около 2,6% валового внутреннего продукта (ВВП). Такой уровень финансирования оборонных статей существует в России третий год подряд (см. таблицу 2) и как явствует из заключения оборонного комитета Госдумы РФ "нет должных оснований предполагать существенное улучшение в 2003 году состояния и боевых возможностей ВС РФ". При анализе бюджета бросаются в глаза и другие диспропорции. Например, в следующем году планируется на 12% снизить расходы на проведение военной реформы. На нее предусматривается выделить лишь 14,6 млрд. руб., что на 3 млрд. меньше, чем в 2002 г. При этом из этой суммы 75% (около 11 млрд.) направят на обеспечение жильем увольняемых военнослужащих.

Таблица 2

Динамика расходов по статье "Национальная оборона" в 2001-2003 гг.

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего по статье (млрд. руб.) в % к ВВП

214,7

2,63

284,2

2,5

345,7

2,65

Из них: строительство и содержание ВС (млрд. руб.)

203,1

263,9

326,8

военная программа МО РФ по атомной энергетике (млрд. руб.)

6,31

3,91

3,0

Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки (млрд. руб.)

2,3

3,3

4,2

обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности (млрд. руб.)

2,7

2,7

1,4

Раздел "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров" - чиновники предлагают оставить практически на прежнем уровне. По оценке экспертов, уровень расходов на утилизацию теперь будет зависеть от тех 20 млрд. долл., которые "большая восьмерка" собирается "отстегнуть" России.

В целом военный бюджет, по оценкам, не способен обеспечить войска всем необходимым. Армия опять, видимо, становится заложницей политиков.

Реклама