Радио Свобода (
web-сайт), 2 марта 2002 г.Кристина Горелик. Статья. Споры вокруг законопроекта "Об альтернативной гражданской службе".
Кристина Горелик, Москва:
Председатель Комитета Государственной Думы России по законодательству Павел Крашенинников выступил с критикой как минимум двух норм в правительственном варианте законопроекта "Об альтернативной гражданской службе". Это - срок прохождения службы и доказывание убеждений призывника. Всего в Комитете Государственной Думы по законодательству находятся три законопроекта по альтернативной гражданской службе, внесенных депутатами от разных фракций. Четвертым стал правительственный вариант, поступивший в Думу во вторник вечером. По мнению главы Комитета по законодательству Павла Крашенинникова, именно этот вариант, скорее всего, получит большинство голосов депутатов в первом чтении и будет взят за основу при разработке закона об альтернативной гражданской службе. Серьезные возражения у Крашенинникова вызывает срок прохождения альтернативной службы. Правительство предлагает 4 года, в то время как глава думского комитета настаивает на сроке, в полтора раза превышающем военную службу - на
сегодня это три года. Также, по мнению Павла Крашенинникова, призывнику, желающему проходить альтернативную службу, нужно просто написать заявление, а не доказывать свои пацифистские убеждения призывной комиссии, как это прописано в правительственном законопроекте:Павел Крашенинников:
Здесь есть такие вещи, которые, ну, на мой взгляд, просто вызывают удивление, когда, например, призывная комиссия оценивает доводы. Здесь вот идет выступление, они должны выступить, рассказать, какие они хорошие, дальше документы предоставить, характеристики, полученные с места жительства, с места работы, дальше индивидуальные беседы, и не только с ним, но и с другими гражданами, которые с ним... Понимаете, ну это просто какая-то дискредитация.
Кристина Горелик:
Некоторых вещей удалось добиться, например, исключить из закона экстерриториальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы:
Павел Крашенинников:
Мы сейчас будем развивать в этом законе положение о том, что это территориальный принцип и по заявлению опять-таки альтернативщика, может, он хочет уехать из Москвы в Петербург, к примеру, сейчас все любят ездить туда, вполне возможно, что и ему такая возможность будет представлена. Если говорить о воинских частях, то есть технические способы, с помощью которых можно это оставить, но, допустим, добавить: по желанию альтернативщика он может служить. То есть, это должно быть его право, не может призывная комиссия ему сказать - ты будешь служить там. Это, конечно, уже неправильно. Здесь, например, есть направление граждан к месту прохождения военной службы, что это делает военный комиссар. Гражданин - вот тут чьи-то уши торчат - гражданин обязан прибыть к месту прохождения в предписанные ему сроки, и так далее. То есть, здесь такая военная лексика, которая... Как
раз закон-то - об альтернативной службе.Кристина Горелик:
Именно поэтому Крашенинников считает, что альтернативной гражданской службой должно заниматься Министерство по труду, а не Министерство обороны, препятствующее призывнику в реализации своего конституционного права.