Русский курьер, № 100
Владимир Урбан. Статья. По всем нормам неудовольствия. Стр. 3
Сегодня Госдума рассматривает в первом чтении бюджет страны на следующий год. Самый дорогой в расходной части бюджета - раздел "Национальная оборона", куда правительство готово выделить почти 411, 5 млрд. рублей.
Если сравнивать эти цифры с показателями нынешнего года, то абсолютный прирост составит 19,4 процента. Правда, в реальном выражении, как свидетельствует поступившая в ГД аналитическая записка Счетной палаты, увеличение будет 8,8 процентов (с учетом индекса-дефлятора ВВП). В любом случае наши Вооруженные силы должны получить неплохую прибавку. Но, как удалось выяснить "РК", она никак не повлияет на улучшение семейных бюджетов офицеров и солдат-контрактников. Более того, Белый дом с помощью бюджета-2004 нашел новый способ экономии военных расходов: не платить служивым людям полной стоимости продовольственного пайка, срезать деньги на вещевое обеспечение и лишить льгот военнослужащих, принимавших участие в военных конфликтах. Такие нормы, кстати, закреплены законами. Но, чтобы не возникало проблем с судами, если вдруг с их помощью военнослужащие начнут выколачивать положенное, правительство предлагает на 2004 год приостановить действие ряда законодательных положений. И вот что в итоге получается. Общевойсковой рацион рассчитывается исходя из 51,45 рублей в сутки. Но компенсация взамен продовольственного пайка уже несколько лет прописывается в сумме 20 рублей. За год офицеры терпят убыток в 9-10 тыс. рублей. Немало для небогатых ротных и взводных, чья получка не превышает 6 тыс. Чтобы процесс сокращения денег на гарнизонные желудки проходил легитимным путем, правительство вписало в проект бюджета-2004 строчку: приостановить действие положения статьи 14 закона "О статусе военнослужащих" о том, что компенсация взамен пайка выплачивается из расчета его полной стоимости. Такая же атака предпринята и на вещевом участке бюджетного фронта. Средств, выделенных на "одежку", хватит Минобороны только на то, чтобы на 100 процентов обеспечить подчиненный народ только полевой формой одежды. Хочешь иметь полный войсковой или флотский прикид - плати кровные: комплект вещевого имущества на каждого офицера стоит не меньше 15 тыс. А вот положенная той же статьей 14 закона "О статусе военнослужащих" компенсация за положенное вещевое имущество на 2004 год опять же отменяется. За невыданные Родиной мундиры деньги смогут получить только отправляемые на пенсию военнослужащие. Да и только за два последних года службы. Да и только в размере 3000 рублей за год. Выходит, пора кричать: раздевают! Проектом бюджета-2004 также намечается приостановить действие закона "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Отныне, к примеру, офицерам, воевавшим в Чечне, прекращается выплата денежной компенсации в размере стоимости путевки в лечебно-оздоровительное учреждение "в случае ее непредоставления". И напоследок самое главное в этой истории: проектом бюджета не предусмотрена индексация в 2004 году денежного довольствия военнослужащих в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. Так что жить нашей армии и дальше придется по всем прежним нормам неудовольствия.
Экспертиза- Крыша для офицера
Перед рассмотрением проекта бюджета-2004 в Комитет ГД по обороне пришло письмо заместителя министра финансов Андрея Петрова, в котором утверждается, что финансирование жилищного строительства для военных превышает установленные нормы более чем в три раза. Замглавы Минфина поясняет, что Советом безопасности РФ для МО утвержден ежегодный объем средств для строительства (приобретение) жилья вплоть до 2010 года в сумме 5 млрд. рублей. В то же время Федеральный бюджет на 2003 год по разным разделам выделяет на новые офицерские квартиры 16,6 млрд. рублей. Будет ли такая тенденция сохранена в следующем году?
На этот вопрос мы попросили ответить председателя думского комитета по обороне Андрея НИКОЛАЕВА.
- Давайте разбираться с цифрами на руках, - предложил он. - Капитальные расходы на решение жилищной проблемы военнослужащих в 2004 году за счет всех разделов федерального бюджета планируются в объеме 11,57 млрд. рублей. А это позволит получить только 13,5 тыс. квартир. В том числе: - по государственному оборонному заказу - 5,07 млрд. рублей на строительство 5,5 тыс. квартир для 90 тысяч бесквартирных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; - по разделу "Военная реформа" - 3,5 млрд. рублей на создание фонда служебного жилья из 4,6 тыс. квартир (отмечу, в настоящее время служебный фонд Минобороны составляет 120,0 тыс. квартир, а необходимо около 500 тыс. квартир); - по программе "Государственные жилищные сертификаты" - 3 млрд. рублей на субсидии для получения 3,4 тыс. квартир. Сюда входят 1,3 млрд. рублей - по разделу "Военная реформа" (на приобретение 1,5 тыс. квартир); около 1,7 млрд. рублей, исходя из сложившихся пропорций распределения жилищных сертификатов, - по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" (на приобретение 1,9 тыс. квартир). - И какой же вывод из этих данных делает комитет по обороне? - Комитет по обороне считает, что обеспечение военнослужащих жильем является основной нерешенной проблемой 2004 года. В последние время сложилась негативная тенденция уменьшения объемов средств на жилищное строительство, получаемых Минобороны. Эта тенденция получила свое развитие и в проекте бюджета-2004. Если в 1999Р2000 годах удавалось получить около 28,0-29,0 тыс. квартир, то уже в 2003 году объем уменьшился до 23 тыс. квартир. В проекте 2004 года, как уже говорилось, - всего 13,5 тыс. квартир. При этом только для стабилизации количества нуждающихся в жилье военнослужащих и недопущения роста их числа в 2004 году Минобороны необходимо получить около 30,0 тыс. квартир. - Но ведь есть еще программа "Государственные жилищные сертификаты"... - Эта программа - основной источник обеспечения жильем уже уволенных военнослужащих. Без обеспечения жильем нельзя увольнять человека. Однако значительное уменьшение объемов выпуска сертификатов в 2004 году не позволит обеспечить своевременное увольнение военнослужащих. Последнее в свою очередь может создать дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, в виду невозможности увольнения военнослужащих и необходимости для Минобороны нести незапланированные расходы на их содержание. Кроме того, граждане, уволенные с военной службы, в настоящее время состоят в очереди на получение жилья в субъектах РФ по 10 и более лет. Снижение объемов выпуска сертификатов увеличит срок ожидания жилья до 16-15 лет. Члены нашего комитета убеждены, что это безнравственно и несправедливо по отношению к людям, добросовестно выполнившим свои обязанности в соответствии с контрактом о прохождении военной службы. Подобное отношение к выполнению государством своих обязательств перед гражданами, и мы это подчеркиваем в своем заключении на проект бюджета, подрывает авторитет Вооруженных сил, веру граждан в готовность и желание власти выполнять возложенные на нее законом обязательства, снижает привлекательность военной службы.
Виталий Струговец
Мы бюджетом прижаты к земле.
В распоряжение "РК" попала поступившая в Госдуму записка Счетной палаты с анализом проекта военного бюджета на 2004 год. В документе отмечается, что средства, выделяемые на оборону, не позволяют существенно изменить негативные тенденции в военной сфере, связанные с критически низким уровнем оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил. Из записки Счетной палаты, в частности, видно, что расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск "в сопоставимых условиях" предусмотрены на уровне текущего года. Но топливо и ГСМ постоянно дорожают. Поэтому, исходя из проекта бюджета-2004, лимиты расхода горючего Вооруженных сил будут обеспечены в сравнении с 2003 годом по автобензину - на 80 процентов, по дизельному топливу - на 85, по авиакеросину - на 95, по мазуту флотскому - на 85 процентов. Эксперты Счетной палаты полагают, что в 2004 году налет летного состава ВВС и ВМФ составит не более 32-35 часов при нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения в море кораблей ВМФ не превысят 16-20 суток при норме 40 суток.