Московские новости, № 51
Михаил Золотоносов. Статья. "Дембель неизбежен". Стр. 25
Человек, стреляющий ногой из автомата, - рядовой
герой дембельских альбомов (ДА), феномен которых
изучили в Санкт-Петербурге
В июле 2001 года в музее Анны Ахматовой в Фонтанном
доме (Петербург) прошла выставка, посвященная
дембельским альбомам. А в ноябре в Петербурге
тиражом 500 экз. был выпущен изобретательно
подготовленный сборник (концепция и оформление
Михаила Карасика) с подробным каталогом
выставочных экспонатов, распределенных по трем
разделам: дембельские альбомы (ДА), форменное
обмундирование и знаки различия, "художник и
армия". Все серьезно, научно, задорно и
прикольно одновременно.
Мир, который реконструируется по дембельским
альбомам (ДА), мир "русского Art Brut" - это мир
сверхупорядоченный, тоталитарный,
идеализированный, сплоченный. Мир идеально
выряженный, прибранный - подобный стенам в
казарме, смазанным ("отлакированным") к
приезду проверяющего подсолнечным маслом, и
траве, подкрашенной зеленой краской.
В армии весь этот кич утрирован по сравнению с
"внеармейской" картиной мира, реализован
еще более буквально (взять хотя бы такой феномен,
как "ленинская комната"), но различие тут не
качественное, а количественное. Если, например,
вспомнить ту отлакированную картину мира,
которую рисовали не только плакаты издательства
"Плакат", но все советское ТВ в период
социализма, а сейчас создает РТР (и отчасти ОРТ),
то аналогия со смазанными маслом стенами казармы
будет ясна. Если о сумасшествии применительно к
ДА и можно говорить, то лишь имея в виду
кропотливую ручную выделку конкретных альбомов,
на изготовление которых бессмысленно (с точки
зрения внеармейского человека) потрачено
гигантское количество времени. Однако - дембелю,
дожидающемуся в мирных условиях окончания срока
службы, время девать некуда, и потому цена
времени другая. Его надо убить. Как говорится в
одном стишке, процитированном в сборнике, "Масло
съел - и день прошел, // Съел яйцо - неделя. // Что бы
съесть такого, // Чтоб два года пролетели?".
Впрочем, есть одно веское основание культуру ДА
относить к Art Brut. Как при социализме
отлакированная картинка скрывала жестокость
реальной жизни, так ДА умалчивает о брутальных
реалиях подлинной армейской жизни, включая пытки
и лагерные порядки, внедряемые и поощряемые
армейским начальством. Это та большая тайна,
которую ДА скрывают, делая вид, что дурного в этом
мире нет и быть не может. Однако реальный мир
российской армии совсем иной, это мир, где
возможна любая жестокость, и не по отношению к
врагу, не в условиях военных операций, а по
отношению к своим и просто так, от скуки.
Жестокость изощренная и немотивированная.
Отсутствие практического мотива - это и есть один
из важнейших признаков игры в стиле Art Brut, который
делает пытки разновидностью особого "искусства".
Именно с учетом этой подоплеки, о которой в
сборнике Карасика и К° не говорится почти ни
слова, мир ДА можно с полным основанием назвать
брутально-сумасшедшим.
Собственно говоря, все авторы сборника это
подразумевают, но боятся отчетливо оформить
словами, ибо тогда не захочется смеяться, и весь
проект приобретет совсем другой характер. Тогда
комиксы, вырезки из картона с рисунками,
заставками и виньетками, бархатные и из
шинельного сукна переплеты, фотографии
сослуживцев с романтическими поворотами головы,
все атрибуты дебильного низового творчества, на
которое не жаль ни сил, ни времени, ни гуаши и клея,
- все предстанет не смешным, а СТРАШНЫМ.
Скрывающим, в частности, жестокие издевательства
над духами (молодыми), которых заставляют
подвергать себя физическим мучениям для потехи
дедов. Впрочем, Карасик в своей статье отмечает,
что ДА - это "лакировка памяти о главном
жизненном испытании", что "трудно найти
более искусственные, жестокие и в то же время
искренние человеческие отношения, чем
солдатская жизнь".
Как пример низовой культуры, эксплуатирующей и
обращающей в абсурд советский оформительский
стиль, усваиваемый провинциальными дилетантами-художниками,
ДА исследован в сборнике превосходно. Скажем,
описывается брутально-героический регистр - "альбом,
переплетенный в шинельное сукно, имеющий хлястик-застежку,
для которого предусмотрена солдатская пуговица...
На обороте титульного листа и далее
разворачивается нешуточный "героический
дискурс" в его воздушно-десантной
интерпретации. Самолет, бесстрашно устремленный
к солнцу... прянувший орел..., а рядом с ним -
десантник... Он "захвачен" в разгар
героических деяний. Рукой разбивает кирпичи (сквозной
мотив), ногой стреляет из автомата... А другой
ногой попирает злодея. Вот, наконец, и образ зла.
Обряженный в коричневую униформу враг с
дополнительной маркировкой "US" на клапане
кармана".
Отдельные статьи посвящены фольклору,
описывающему НЕУСТАВНЯК: "Дембель неизбежен",
- сказал дух, вытирая слезы половой тряпкой".
Отдельные - форменному обмундированию дембелей:
"Под каждый значок или тем более награду
изготовляется сложная многослойная подкладка из
полированной меди в сочетании с цветной
пластмассой, так что предмет вырастает в
размерах и как бы цветет. Оформленный таким
образом комсомольский значок приобретает вид
ордена Ленина". Перечисление подобных образов
самовозвышения поистине бесконечно.
Нетрудно понять, откуда нужда в преодолении
комплекса неполноценности и иллюзорной
самогероизации. В сборнике Карасика и К°
рассуждений об этом нет, поэтому я вынужден
дополнить сборник хотя бы одним примером, иначе
многое так и останется непонятным.
Выставка дембельских альбомов прошла почти
одновременно с выходом доклада организации "Солдатские
матери Санкт-Петербурга". Он способен
шокировать. В докладе есть особый раздел,
называется "Пытки, применяемые офицерами".
Вот, например, в в/ч 58512, находящейся в Чечне, один
солдат потерял автомат. "Командир части майор
Поляков взбесился до ярости, точно так же
озверели майор Бородин и лейтенант Лимарь. Они
отвели трех солдат в баню и там избивали их, пока
те не потеряли сознание. Потом начались пытки.
Майор Поляков и майор Бородин подключили к
каждому электрические провода там, где им
хотелось, но даже после этого им ничего не
сказали. Потом лейтенант Лимарь зарядил свой
автомат и целился им в голову того солдата,
который потерял свое оружие. Он от страха падал
на колени и начинал умолять о прощении... Они
забрали этих трех солдат в палатку, и майор
Поляков начал над раскаленной печкой прижигать
их руки. Затем их кинули в машину, сняли с них
ремни и стали ими избивать...". Потом, наверное,
офицеры скажут, что солдат пытали в отряде
Басаева. И это только один пример, а их в докладе
множество. Вот откуда появляются потом
десантники, рукой разбивающие кирпичи, а ногой
стреляющие из автомата... Можно, кстати, говорить
и об "офицерской субкультуре", в которой
вертикально мигрирующие (из добрых старых
советских фильмов о зверствах гестаповцев)
тексты ассимилируются и опрощаются на русской
почве озверевшими майорами и лейтенантами.
Вот он, ребята, подлинный "русский Art Brut", без
учета которого дембельские альбомы, эти "цветочки
Франциска Ассизского", сдобренные сентенциями
типа: "Миру - мир, солдату - дембель", не
понять и на пять процентов. Академик Лихачев
писал в 1980 г. в "Заметках о русском" о
фирменных российских просторах и доброте: не
знал, что есть еще отечественный дембельский
альбом и отечественный майор, который пытает
трех русских солдат: одного за то, что потерял
автомат, а двух других - просто, от душевной
широты.
"Дембельский альбом - русский Art Brut между
субкультурой и книгой художника" (кураторы
Петр Белый, Михаил Карасик, Мария Коростелева).
Термин "Art Brut", использованный в названиях
выставки и сборника, был придуман знаменитым
французским художником Жаном Дюбоффе (1901 -1985) по
другому поводу (примитивистское творчество
аутсайдеров-непрофессионалов, главным образом
душевнобольных) и в другое время - в конце 1940-х гг.,
в послевоенную эпоху, когда в нонфигуративной
живописи начали безраздельно господствовать
образы разрушенного мира, выныривавшие из глубин
сознания человека. (Примечание автора).