Русский курьер, № 149

Виталий Струговец. Статья. Армию губит квартирный вопрос. Стр. 1,2

В следующем году очередь нуждающихся в жилье военнослужащих вырастет со 170 до 189 тысяч человек

Вчера совет Госдумы определил на 21 ноября рассмотрение проекта бюджета-2004 в третьем чтении. Одновременно депутаты рассмотрят проект постановления ГД с обращением к президенту и правительству о бедственной ситуации с обеспечением квартирами военнослужащих. Эти две проблемы связаны между собой. В субботу "РК" уже сообщал о письме министра обороны Владимиру Путину, где отмечается, что "объемы финансирования, направленные на решение жилищной проблемы (в проекте бюджета-2004 Р прим. авт.), по сравнению с 2003 годом, снижены на 40 %И (см. статью "Сергей Иванов ищет "крышу" у президента"). В перерасчете на конкретное жилье это означает, что Вооруженные силы получат на 9 тысяч квартир меньше.

В Думе говорят, что при таком подходе к делу решить армейскую жилищную проблему удастся только через 20-30 лет. Тем не большинство депутатов голосуют именно за правительственные предложения.

Минфин - главный силовик

"Письмо главе государства Сергеем Ивановым готовилось как последний аргумент в борьбе за финансирование, - пояснили ЗРКИ в окружении главы МО. - На правительство и Думу надежды нет".

Мы уже рассказывали в материале "Сергей Иванов ищет "крышу" у президента", что на письме министра обороны главноверх наложил резолюцию "Согласен. Согласуйте с Минфином". Однако наши экперты, ознакомившись с этой статьей, полагают, что согласовать финансирование на дополнительные "квадратные метры" с Минфином практически невозможно. "С каждым годом происходит заметное снижение финансовых ресурсов, выделяемых для решения жилищной проблемы военнослужащих, - отметил в интервью "РК" председатель Комитета ГД по обороне Андрей Николаев. - Если ранее, в 2000-2002 годах, когда экономическая ситуация в стране была достаточно тяжелой - сказывались последствия дефолта, - правительство находило средства для приобретения ежегодно около 27-30 тыс. квартир для военнослужащих Российской армии, то в 2003 году при явно лучшей экономической ситуации - стабильном курсе рубля, снижении инфляции, профицитном федеральном бюджете и росте золотовалютных резервов - по самым оптимистическим оценкам, Минобороны закупит не более 23 тыс. квартир. А в следующем году финансовых средств хватит только на обеспечение жильем примерно 13,5 тыс. семей военнослужащих".

"Если не будет увеличено финансирование жилищных программ, число нуждающихся в жилье военнослужащих только в Российской армии вырастет со 170 до 189 тысяч человек, - прогнозирует Андрей Николаев. - Подчеркну, не снизится, а вырастет почти на 20 тысяч".

Что касается Минфина, то там убеждены в обратном: МО выделяется слишком много денег на приобретение жилья. Недавно в Госдуму поступило письмо заместителя министра финансов Андрея Петрова. В нем утверждается: "Объем средств федерального бюджета, предусмотренный Минобороны на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, превышает объем средств, утвержденный решением Совета безопасности Российской Федерации, более чем в 3 раза".

Обратите внимание, если депутаты и руководители силовых ведомств говорят о количестве квартир, необходимом для поэтапного решения острейшей социальной проблемы, то замминистра финансов - об объемах выделенных денежных средств. Об инфляции и росте цен - ни слова.

Судиться, право, не грешно

Понятно, постановление ГД с обращением к президенту и правительству о нарастающем жилищном кризисе в армии в практическом плане ничего не изменит. Так что его можно рассматривать только в качестве предвыборного жеста депутатов. А сами военнослужащие уже, похоже, не ждут, когда органы государственной власти от деклараций перейдут к конкретным шагам. Один из способов получить заветную крышу над головой - судиться с государством. Как сообщили "РК" в Главной военной прокуратуре, только в прошлом году в суды было подано "почти три тысячи заявлений и жалоб военнослужащих на нарушение их прав в области обеспечения жилыми помещениями". Более 85 процентов исков были удовлетворены. Одно дело дошло до Верховного суда, который обязал правительство Москвы, "в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащего" предоставить семье Разина В.Н. из 4 человек в трехмесячный срок жилое помещение по нормам, установленным "Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в г.Москве", независимо от финансирования расходов на эти цели из федерального бюджета". Аналогичное решение принял и Тольяттинский городской суд, обязавший мэрию города выплатить 700 тысяч рублей майору запаса В.Городилову "в качестве компенсации за неполученную квартиру".

За сертификат, как правило, не доплачивают

Как убежден начальник строительства и расквартирования войск - заместитель министра обороны РФ генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк, федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты (ГСЖ)" - по сути единственная "реальная возможность получения жилья для увольняемых в запас военнослужащих". Всего за время действия этой программы, сообщил "РК" генерал, обеспечены жильем более 119 тысячи семей. Вместе с тем, по его словам, проведенный анализ реализации ГЖС показывает, что около половины получивших сертификаты приобрели жилье, общая площадь которого ниже социальной нормы. Причина этого в том, что размер субсидий на приобретение жилья по ГЖС не соответствует рыночной стоимости квартир в большинстве субъектов РФ. Примерно 20-30% стоимости квартир военнослужащие должны изыскивать самостоятельно. Многих такие условия не устраивают. И только около 12 процентов имели возможность произвести единоразовые доплаты, позволяющие вселиться в достойное жилье.

С доводами военных согласен и начальник Объединенной дирекции Госстроя РФ Анатолий Мишанов. "Поэтому новая подпрограмма ГЖС, рассчитанная на 7 лет (2004-2010 гг.), войдет в состав федеральной программы "Жилище", проект которой уже представлен в правительство, - рассказал он "РК". - При разработке подпрограммы в ее основу легли все принципы, на которых базировались "Государственные жилищные сертификаты", и были учтены недостатки, выявленные в ходе ее реализации". В частности, рамки нового документа расширены: в состав участников включаются вдовы погибших военнослужащих, лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (прежде на сертификат могли рассчитывать только бесквартирные), и другие категории отставников.

Пока же ситуация обратная заверениям чиновников. Так, в проекте бюджета-2004 для реализации ГЖС заложены средства, которых будет достаточно для приобретения примерно 4,6 тыс. квартир, хотя за это время из армии планируется уволить около 9 тыс. бесквартирных. Как следствие, еще более увеличится срок ожидания военными своей квартиры. Кстати, в проекте постановления, которое будет рассматриваться 21 ноября, депутаты обращаются к Михаилу Касьянову с предложением изыскать средства на выпуск дополнительно именно 9 тыс. сертификатов. Хотя это, видимо, нереально. А вот 2,5 тыс. сертификатов, запрашиваемых министром обороны в известном письме президенту, - вполне по карману правительству. Тем более, эти сертификаты, как указывает Сергей Иванов, требуются как раз для того, чтобы отселить отставников из военных городков. Действительно, невыполнение программы ГЖС может ударить "бумерангом" и по другой заявленной программе - на создание фонда служебного жилья для военнослужащих. В настоящее время служебный фонд Минобороны составляет 120 тысяч квартир. Но до необходимых 500 тысяч еще весьма далеко. Так что при нынешних темпах финансирования, согласитесь, создать фонд служебного жилья будет практически невозможно. Как и сократить очередь на отселение из закрытых гарнизонов - сейчас в ней около 58 тыс. семей, потерявших связь с армией.

С 2004 года - новая очередь?

Правительство сегодня делает ставку на накопительную систему получения жилья военнослужащими. Предполагается, что в будущем году будет открыто 43 тысячи бюджетных счетов молодых офицеров, на которые планируется перевести 938 млн. рублей - примерно по 22 тыс. рублей на человека. Дальше сумма накоплений будет зависеть от продолжительности воинской службы конкретного командира и ряда других факторов. Но пока нет четкого механизма реализации этой программы, не апробирована она и на практике. Да и рассчитана она на тех военнослужащих, кто поступит на службу с 2004 года. Поэтому о ее привлекательности говорить еще рано. Пока же государство не выполняет свои обещания перед теми, кто уже давно служит и даже перед теми, кто отслужил.

Реклама