Россiя, № 193
Владимир Семиряга. Статья. Бездомные защитники. Стр. 6
Представители почти всех фракций Госдумы внесли на рассмотрение пленарного заседания 21 ноября Обращения к президенту Владимиру Путину и премьеру Михаилу Касьянову. Цель - принять неотложные меры "по обеспечению конституционного права на жилище военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей".
Судебный фронт
Как бы ни была хороша наша Конституция, но права военных она не защищает. Точнее, идя на военную службу, гражданин России автоматически лишается части прав и" свобод, которые Основной закон декларирует. И люди в погонах это прекрасно понимают. Их выбор служить в армии вполне осознанный. Однако если человек чем-то жертвует во имя государства, то он вправе рассчитывать, что и государство пойдет ему навстречу. На деле же этого нет.
Например, статья 40 провозглашает: "Каждый имеет право на жилище". Думаю, половина офицерского корпуса России покатывается со смеху, пытаясь разобраться, что сие означает. Право-то есть, а вот жилья нет и не предвидится.
Многие, не выдержав лишений, идут в суд. По данным Главной военной прокуратуры, в 2002 году в суды было подано почти три тысячи заявлений и жалоб военнослужащих на нарушение их прав в области обеспечения жилыми помещениями. Более 85% исков военнослужащих были удовлетворены.
Одно дело дошло даже до Верховного суда страны. Военный пенсионер Вячеслав Николаевич Разин, честно отслуживший свой "календарь" и отчаявшись получить причитающуюся ему жилплощадь, что называется, по-хорошему, внимательно изучил законодательство и подал на правительство Москвы в суд. Иск Разина был безупречен не потому, что был составлен какими-то высококвалифицированными юристами, а потому, что он был прав на все 100%. И Верховный суд обязал столичное правительство обеспечить военного пенсионера жильем.
Естественно, что все это не добавляет авторитета органам государственной власти. Не хватало еще, чтобы наши военные стали обращаться в международные суды. Кроме того, судебные тяжбы - это решение проблемы конкретного военнослужащего, а не решение жилищной проблемы в целом. Поскольку квартир все равно нет, то даже на выполнение судейских решений очень скоро образуется огромная очередь.
Справка
Как на самом деле
На 1 сентября 2003 года в постоянном жилье или в улучшении жилищных условий в российских Вооруженных силах нуждались около 170 тыс. человек; в МВД - 160 тыс. (из них около 20 тыс. - военнослужащие внутренних войск); в ФСБ - около 30 тыс.; в противопожарной службе МЧС - более 28 тыс.; в железнодорожных войсках - около 3 тыс. и спецстрое - более 1 тыс. Общая численность бесквартирных военнослужащих и военных пенсионеров с учетом членов их семей приближается к 1 млн. Ситуацию, которая сложилась в области обязательного обеспечения жильем государевых людей во всех силовых структурах страны, можно охарактеризовать одним словом - дикость.
Позитивная тенденция
Все усилия Минобороны решить жилищную проблему ограничены рамками бюджета. Однако государство в предшествующие годы так задолжало военным, что никакой бюджет не выдержит такой суммы. Так, внутренний долг военнослужащим по жилью, в том числе уволенным с военной службы за годы реформирования армии, составляет около 12 млрд. долларов. При существующем объеме финансирования в 11,57 млрд. рублей в год на строительство и покупку жилья решение этой проблемы может затянуться на 30 и более лет.
Как сообщил корреспонденту "Россiи" председатель парламентского комитета по обороне Андрей Николаев, "наш комитет на протяжении всего созыва предпринял несколько попыток смягчить проблему обеспечения военнослужащих и пенсионеров жильем". Например, в 2001 году на выездном заседании комитета в Калининграде рассматривались вопросы социальной защиты военнослужащих. Было принято обращение к правительству.
В июне 2002 года комитет провел заседание по проблемам обеспечения жильем военных и граждан, уволенных с военной службы. В июне текущего года при активном участии Комитета по обороне в ходе обсуждения параметров бюджета на 2004 год Государственной думой было принято очередное обращение к президенту и председателю правительства. В нем депутаты вновь заостряли внимание на проблеме финансового обеспечения строительства жилья для военных. Правительство с пониманием относится к проблемам армии. В бюджете на 2001 год расходы федерального бюджета на строительство и закупку жилья были увеличены на 12,6 млрд. рублей. В ходе работы Госдумы над бюджетом 2002 года для разрешения этой же проблемы удалось изыскать дополнительно еще более 2 млрд. рублей. В бюджете 2003 года часть денежных средств - около 20%, выделенных по разделу "Военная реформа", - была целевым образом направлена на закупку жилья для военных.
Рынок и военные сертификаты
Сегодня только программа " Государственные жилищные сертификаты" предоставляет реальную возможность получения жилья для увольняемых в запас военнослужащих. Всего за время ее действия в 1998-2002 годах были обеспечены жильем более 119 тысяч семей. Только в Минобороны в 2002 году реализовано более 14,5 тысячи сертификатов. Хотя около 47% ее участников приобрели жилье, общая площадь его ниже социальной нормы. И только около 12% имели возможность произвести единоразовые доплаты, позволяющие приобрести достойное жилье.
Главной причиной недостаточной эффективности программы явилось то, что размер субсидий на приобретение жилья по сертификатам не соответствует рыночной стоимости квартир в большинстве субъектов России. Причем цена 1 кв. метра на рынке жилья весьма существенно колеблется - от 14 тысяч в Ханты-Мансийском автономном округе до 5,8 тысячи в Калмыкии. В таких регионах, как Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, из-за разницы между рыночной и сертификатной ценой квадратного метра реализовать ГЖС непросто. Зато, например, в Смоленске, Белгороде, Курске, Иванове или Воронеже с помощью сертификата можно приобрести квартиру улучшенной планировки.
Сказалось также и то, что многие риелторские фирмы оказались не готовы работать с жилищными сертификатами. Сегодня около 20-30% стоимости квартир военнослужащие изыскивать самостоятельно. Многих такие условия не устраивают, но обращаться к риелторским фирмам они не спешат, так как участились случаи откровенных махинаций с сертификатами и обмана их владельцев. Реальной альтернативы сертификату нет и в ближайшие годы не будет, считает руководитель рабочей группы Минобороны по реализации программы ГЖС генерал-майор Александр Рыльский. Приоритет в обеспечении увольняемых военнослужащих жильем отдан сертификатной программе прежде всего из-за ее защищенности. Не имея на руках денег, их не отдашь проходимцам или фирмам-однодневкам, как это бывало раньше, когда под строительство жилья военнослужащим выдавали ссуды. Алгоритм реализации ГЖС предполагает, что купившая или построившая жилье фирма получит сертификатные деньги лишь после оформления квартиры в собственность обладателя ГЖС. Разговоры о поправках в программу ГЖС, которые позволили бы вкладывать сертификат в строящееся жилье, идут не первый год, но воз и ныне там.
Невыполнение программы ГЖС может ударить бумерангом и по другой заявленной программе - создании фонда служебного жилья для военнослужащих. В настоящее время служебный фонд Минобороны составляет 120 тысяч квартир. В 2004 году на увеличение фонда выделяется 3,5 млрд. рублей, что позволит приобрести 4,6 тысячи квартир. Но до необходимых 500 тысяч еще весьма далеко. Идея в целом неплохая, но при таких условиях финансирования создать фонд служебного жилья невозможно.
Существенно замедлится и другая программа - отселение граждан, уволенных с военной службы и потерявших связь с армией, из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Сегодня в очереди на отселение из закрытых городков - около 58 тысяч семей.
С 2004 года стартует новая подпрограмма ГЖС, рассчитанная на 7 лет, которая войдет в состав федеральной программы "Жилище". При разработке подпрограммы были учтены недостатки, выявленные в ходе реализации программы ГЖС. Как сообщил начальник Объединенной дирекции Госстроя Анатолий Мишанов, рамки нового документа, расширены: в состав участников включаются, в частности, вдовы погибших военнослужащих, лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (прежде на сертификат могли рассчитывать только бесквартирные), и другие категории. Кроме того, со следующего года выпускать сертификаты будет уже не Минфин, а Госстрой.
Три варианта решения проблемы
1. Ярославский эксперимент
В Ярославле решили отойти от буквы программы ГЖС. 8 городе велика доля незавершенного жилищного строительства. Местная администрация и решила с помощью ГЖС и жилье достроить, и служивым людям положенные квартиры выделить.
Для этого администрация через Военно-страховую компанию аккумулировала сертификаты у себя и на их сумму под муниципальные гарантии взяла целевой кредит. Средства были направлены на ликвидацию незавершенки. После окончания строительства владельцы сертификатов получили квартиры. 1/1 только затем из федерального бюджета поступили денежные средства (субсидии по сертификатам), которые и пошли на погашение кредита.
2. Накоплю - и буду жить
Многие сегодня делают ставку на накопительную систему, уже одобренную правительством. Предполагается, что в будущем году будет открыто 43 тысячи бюджетных счетов молодых офицеров, на которые будет переведено 938 млн. рублей. Т.е. примерно по 22 тыс. рублей на человека. Сумма накоплений будет зависеть от продолжительности службы и ряда других факторов. Однако пока нет четкого механизма реализации этой программы, не апробирована она и на практике. Кроме того, она рассчитана на тех военнослужащих, кто поступит на службу с 2004 года. Слов нет, отрадно, что нынешнее поколение офицеров перед уходом на заслуженный отдых получит возможность приобрести себе жилье. Ну а всю службу ему по разным углам маяться? Да и ныне служащим офицерам накопительная система - что мертвому припарки.
3. Дайте нам землю!
Грубо говоря, это принцип "земля в обмен на квартиры", у федеральных властей, да и у самого военного ведомства достаточно земли, на которой можно было бы построить дома. Естественно, в обмен на землю часть квартир должна быть предоставлена военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы. Значительную роль здесь могли бы сыграть и регионы. Например, в конце 90-х годов прошлого века в Федеральной пограничной службе благодаря использованию аналогичной схемы удалось в короткие сроки решить вопрос обеспечения жильем более чем полутора тысяч семей пограничников. Именно вовлечение земли и внебюджетных средств (например, средств Пенсионного фонда) в решение жилищной проблемы граждан, уволенных в запас, является сутью федеральной внебюджетной целевой программы "Социальное жилье". Уже сейчас администрации ряда краев и областей - Московской, Псковской, Липецкой, Калужской и Краснодарского края - готовы выделить земли под жилищное строительство для военных.