Российские вести, № 16
Марк Подрабинек. Статья. Путешествия закона-призрака. Стр. 11
Специальный корреспондент “РВ” Марк ПОДРАБИНЕК без энтузиазма отреагировал на то, что ему надо рассказать читателям нечто автобиографическое. И это понятно - в его- то возрасте! А потому Марк взял и написал заметку про себя. Вот эту.
“Я родился в поселке Усть-Нера Оймяконского района (Якутская АССР), где мой отец отбывал ссылку как антисоветчик. Затем жил 10 лет на 101 км, в городе Киржач в московской прописке семье “врага народа” было отказано. Полагаю, все это в большей мере и определило мой интерес к теме прав человека. Одноименную полосу я веду в “РВ” около полугода и считаю, что сегодня проблема прав и свобод особенно актуальна”.
Вот уже 7 лет Государственная Дума не может принять закон об альтернативной гражданской службе (АГС). Ситуация нелепа: в Конституции право на АГС оговорено, однако молчание Госдумы лишает призывника такой возможности. Неспособность или нежелание законодателей принять закон об альтернативной службе нарушает наши с вами гражданские права. А кроме того, свидетельствует о пренебрежении государства документом высшей юридической силы.
Впрочем, следует оговориться. Попытки принять закон об АГС все-таки были. Например, в декабре 1994 года в первом чтении был принят законопроект “Об альтернативной гражданской службе”, но во втором чтении в мае 1995 года его отклонили. Вторая попытка была предпринята весной 1996 года, однако и она закончилась печально осенью 1998 года - законопроект был отклонен. Эти безуспешные попытки, тем не менее, свидетельствуют, что среди депутатов есть люди представляющие, что такое правовое государство. Ведь право на АГС вытекает, в частности, из права на свободу совести. А без этого, о каком правовом государстве может идти речь? Если предположить, что все это - болезнь перехода от авторитаризма к демократии, то, думается, проблему прав и свобод граждан следовало
бы решить в первую очередь. Возникает закономерный вопрос: а что мешает депутатам, вместо того чтобы придумывать новые праздники, вплотную заняться вопросом армейских реформ? Может быть, то, что не касается непосредственно их, ими попросту забывается? Тем более что есть вопросы и поважнее, например, как сохранить свою депутатскую неприкосновенность. Некоторые аналитики сходятся во мнении, что причина - в боязни неизвестного: мол, АГС “вызовет хаос в государстве и окончательно развалит вооруженные силы”. По мнению заместителя секретаря Антимилитаристской радикальной ассоциации (АРА, одна из немногих организаций, выступающих за введение АГС) Андрея Родионова, закон так и не будет принят: “Как только Дума пытается принять что-нибудь более серьезное, чем закон о пчеловодстве, все это сводится к очередной склоке. Если же будет принят хороший, соответствующий Конституции закон об АГС, то Министерство обороны потеряет огромное количество дешевой рабочей силы, каковой являются призывники”. С этим трудно не согласиться. Видимо, наличие влиятельного военного лобби и есть одна из главных причин неприятия альтернативной службы. С другой стороны, АГС - это шаг к переходу армии на контрактную основу, в чем вроде бы военные должны быть заинтересованы. К тому же альтернативная служба во многом решит проблему дезертирства и если и не искоренит его полностью, то сильно сократит (по данным Комитета солдатских матерей ежегодно в России от военной службы уклоняются до 40 тысяч человек). Казалось бы, столько плюсов, но - увы...12 декабря 1993 года на референдуме была принята новая Конституция РФ, которая в части 3 статьи 59 закрепила: “Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”.
Соблюдения норм этой статьи добиваются сознательные депутаты, правозащитные организации, Комиссия ООН по правам человека и Европарламент. Кстати, право на отказ от воинской службы по убеждениям совести неотъемлемо входит в понятие права на свободу мысли, совести и вероисповедания, признанного Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), принятой еще в 1948 году. Для большинства стран, комплектующих национальные вооруженные силы на основании призыва, АГС - неотъемлемый атрибут демократических норм. Теперь все большее количество развитых стран вообще отказывается от всеобщей воинской обязанности, - тогда и АГС становится ненужной.
В странах, где право на отказ от военной службы отсутствует, также существуют “отказники” - лица, уклоняющиеся от призыва и преследуемые в уголовном порядке. Этих людей по праву можно назвать “узниками совести”. Автор книги “Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии” Р.В. Маранов считает, что само государство создает потенциальных преступников и “узников совести”, потому что не желает пойти на компромисс с инакомыслящими. В нашей ситуации дело даже запутаннее: право на отказ от военной службы никто вроде бы не отменял, но фактически несостоявшихся призывников сажают в тюрьмы. Например, Дмитрий Неверовский провел 5 месяцев в следственном изоляторе г. Обнинска (Калужская область), а затем был приговорен судом по статье 328 УК РФ (уклонение от прохождения военной службы) к полутора годам лишения свободы. Правда, его сразу же амнистировали (слишком велико было внимание прессы), но почти полгода в СИЗО - вещь, согласитесь, малоприятная. Бывает, что дела решаются и в пользу призывников. Военная коллегия Верховного суда оправдала отказника по религиозным убеждениям (определение по делу Михайлова О.Н. от 26 октября 1995 года № 2н-0427/ 95). К счастью, судьи не усмотрели в “отказе от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, состава преступления
, предусмотренного л. “а” ст.249 УК РСФСР”.Главный военный комиссар г. Москвы Михаил Сорокин признался, что статью в Конституции об АТС он “читал и даже на ее стороне”, но пока закона нет, они обязаны призывать. Однако, несмотря на то, что высокопоставленный военный считает не обязательным для себя и своих подчиненных соблюдать конституционные нормы, очевидно, что процесс сознательного отказа молодежи от службы в армии остановить уже невозможно. По данным Минобороны РФ, только за 1997 год в призывные комиссии было подано 1736 официальных заявлений от призывников с требованием заменить военную службу на альтернативную. И в некоторых случаях они добиваются своего. Я знаю человек пять-шесть, сумевших отстоять в суде свое право не нести военную службу.
А поскольку АГС нет как таковой, они спокойно наслаждаются жизнью в ожидании закона о ней. Всего сейчас в России более тысячи человек (менее 0,1 проц. от общего числа призывников), которые воспользовались данным правом.Интересна аналогичная ситуация у наших соседей, бывших союзных республик. Первенство в реализации этого права - у Молдовы, Украины, Кыргызстана и Узбекистана. Это республики, где существует законодательство об альтернативной службе и призывникам предоставляется реальная возможность прохождения АГС вместо призыва.
Р.В. Маранов в своей книге пишет, что сейчас в странах СНГ реально существуют две различные модели альтернативной службы. “Европейская модель” принята в Украине и Молдове. Она является наиболее либеральной, характеризуется терпимостью к религиозному и светскому инакомыслию; основания предоставления альтернативной службы вытекают из признания права на свободу совести; управление альтернативной службой осуществляется гражданскими властями; статус гражданина, проходящего альтернативную службу, содержит в себе лишь необходимые ограничения гражданских прав.
На молдавской модели можно остановиться подробнее. Здесь ситуация в корне отличается от российской. В конституции Молдовы нет статьи об альтернативной службе. Согласно ст. 57 конституции страны “Защита Родины священное право и долг каждого гражданина. Военная служба осуществляется в соответствии с законом в рядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания общественного порядка”. Тем не менее все желающие молдаване с удовольствием несут альтернативную службу.
Существует и “азиатская модель” АГС (Кыргызстан и Узбекистан), которая характеризуется тем, что она существует на фоне нетерпимости к нетрадиционным религиозным вероисповеданиям; служба, как правило, предоставляется по “семейным обстоятельствам” для незащищенных слоев населения (выходцев из многодетных семей и т.п.) либо в качестве наказания (судимым лицам); управление альтернативной службой осуществляется военным министерством и его структурами на местах; лица, проходящие альтернативную службу, перечисляют на счета министерства обороны часть своей заработной платы, а также ограничены в некоторых других правах.
Наряду с Россией такие страны, как Азербайджан и Беларусь, на уровне своих конституций признают право на альтернативную службу. Вместе с тем законодательство, регулирующее порядок прохождения АТС, отсутствует. Лица, стремящиеся к альтернативной службе, часто подвергаются уголовным преследованиям из-за бездействия законодательных органов. К таким странам можно отнести и Грузию. Несмотря на принятие специального закона об АТС, реализовать это право в республике невозможно из-за проволочек в принятии ряда подзаконных актов, регулирующих процесс ее прохождения.
Армения, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан представляют республики, в национальном законодательстве которых никак не отражено право на АТС. Лица, отказывающиеся от военной службы по вероисповеданию или убеждениям, преследуются в уголовном порядке.
Председатель Комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев однажды заявил, что закон об АТС может быть принят уже весной этого года. По его словам, члены комитета консолидирование поддержали принципиальную необходимость скорейшего принятия закона, проект которого был внесен депутатами Юлием Рыбаковым и Эдуардом Воробьевым. В результате принятия этого закона примерно 1 млн. 100 тыс. молодых людей смогут быть призваны на гражданскую альтернативную службу и принести большую пользу государству
, работая учителями в школах деревень и малых городов, медицинскими специалистами, работниками транспорта, связи, коммунального хозяйства. Военный комиссар Михаил Миронов также полагает, что закон об АТС будет принят в нынешнем году: “Думаю, этот закон нужен не только нам, военным, он нужен и обществу”.Возможно, в пользу принятия этого закона говорит решение о сокращении численности Вооруженных сил РФ и других силовых ведомств более чем на 400 тысяч человек в период с 2001 года по 2010 год, принятое в сентябре 2000 года Советом безопасности.
Безусловно, хочется разделить оптимизм, с которым выступающие заявляют о грядущих переменах. Но веру в лучшее отравляет возможно многолетнее топтание законодателей на месте. Вспоминается случай, когда прежний президент Борис Ельцин как всегда клятвенно пообещал, что к 2000 году российская армия будет контрактной. И даже выпустил соответствующий указ, который сам же впоследствии и отменил.