Версты, № 30

Любовь Ульянова. Статья. Огласите весь список. Стр. 2

Альтернативную гражданскую службу пытаются подорвать еще до вступления закона в силу.

Более полугода прошло, как президент Путин подписал один из самых сложных законов "Об альтернативной гражданской службе". До вступления его в силу - чуть менее года. Недавно депутаты Госдумы решили обсудить, как идет "подготовка всех участников процесса организации альтернативной гражданской службы (АГС) к реализации указанного закона". По словам Андрея Николаева, председателя Комитета Госдумы по обороне, это поможет устранить недостатки еще до того, как они превратятся в проблемы.

А проблемы, к сожалению, уже есть, и их немало. Самая главная - до сих пор не определено министерство, которое будет "отвечать" за организацию АГС и координировать эту деятельность с другими ведомствами. Неофициально закоперщиком выступает сейчас Министерство труда. По логике туда должна стекаться информация о наличии рабочих мест и жилья. Однако выступления на парламентских слушаниях представителей гражданской авиации, Минсельхоза, ряда других ведомств показали, что многие вопросы не то что еще не решены - даже и не поставлены. Докладчики подчас плохо понимали, о чем должны вести речь, и ограничивались рапортами о работе своих ведомств или докладами о ситуации в своей отрасли. Андрей Николаев даже вынужден был прервать дискуссию, заметив, что такое начало парламентских слушаний подталкивает его к выводу, что подобная "подготовка" может напрочь дискредитировать этот многострадальный закон. Например, "первый опыт взаимодействия гражданской авиации с Министерством труда по координации процесса АГС" произошел лишь в зале Госдумы... Между тем, считают сторонники альтернативной службы, ее потенциал мог бы хорошо помочь кадрами массовых профессий во многих отраслях экономики.

Одной из основных характеристик АГС является, как известно, место ее прохождения. От того, где, в каких организациях и учреждениях, на каких должностях "альтернативщики" будут проходить службу, зависит не только сохранение или повышение ими своей квалификации, приобретение новой профессии, но и эффективность их труда в целом. Поэтому, убеждены депутаты, место прохождения АГС должно определяться исходя из интересов общества и государства, и, следовательно, служба такая возможна в любых организациях, а не только в социальной сфере, в частности, здравоохранении, в качестве санитаров при тяжелобольных.

Ребята, решившие заменить военную службу по призыву альтернативной, могут направляться в любые учреждения, где отсутствует необходимость в "готовности к вооруженной защите себя, других и государства". Это - правоохранительные органы, предприятия оборонно-промышленного комплекса, сельскохозяйственные, строительные, экологические, общеобразовательные организации, ЖКХ и сфера обслуживания.

Большую заинтересованность в "альтернативщиках" проявил, к примеру, Росгидромет, который готов хоть сейчас принять "для работы на природе" - на труднодоступных северных станциях не одну сотню человек любых вероисповеданий. И зарплата приличная, и жилье есть. Одно беспокоит метеорологов: почему так затягивается реализация закона и почему Минтруд не проявляет к нему должного интереса. Но о каком интересе может идти речь, если никто толком не знает, сколько человек "подпадает под АГС"? Цифры назывались полярные: от 4-5 до 400 тысяч человек. Соответственной должна быть и "потребность в кадрах".

Много уязвимых положений и в самом законе об АГС, хотя некоторые поправки уже внесены. На каких предприятиях, например, могут нести граждане альтернативную службу: только на государственных или с другой формой собственности? Как частное предприятие может "соотноситься" с АГС, которую, насколько известно, почему-то принято считать службой государственной, хотя она таковой по определению не является.

Безусловно, введение института АГС следует дополнить кардинальным пересмотром системы оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу. Есть немало жизненных ситуаций, когда АГС возможна и при отсутствии "убеждений и вероисповеданий". Самый убедительный пример - отсрочка призыва на военную службу сельских врачей и учителей, работников почти 400 организаций оборонно-промышленного комплекса, сотрудников органов внутренних дел, таможенных и налоговых органов. Всем этим категориям работников отсрочка предоставлена только потому, что они востребованы в очень важной для государства сфере. Но по сути это и есть служба, альтернативная военной, ибо АГС, как гласит закон, - "особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства".

Депутаты думают внести в закон поправку, которая сделает АГС более привлекательной. Сейчас запрещено совмещать альтернативную службу с работой еще где-либо, а также с предпринимательской деятельностью. Но прохождение АГС предполагается, как правило, на низкооплачиваемых должностях, которые никак не связаны с государственной или муниципальной службой. А раз так, то если "альтернативщик" честно и добросовестно исполняет свои прямые обязанности, нет смысла ограничивать его в возможных подработках после "трудовой смены".

Словом, дискуссия об альтернативной службе, которая длится более десяти лет и началась еще в советские времена, похоже, всё еще далека от завершения. И конца ей не будет до тех пор, пока главным образом власть не поймет: АГС - не помеха для армии и не уловка для "уклонистов". Самая свежая цифра, обнародованная в Госдуме Геннадием Батюком, военным комиссаром Смоленской области: всего восемь человек обратились с просьбой о замене военной службы альтернативной.

Реклама